А. Чехов «Палата № 6»

image064

Чехов, А. П. Рассказы и повести / А. П. Чехов ; сост., вступ. ст. В. Порудоминского ; худож. В. Панов. – Москва : Дет. лит., 2002. – 319 с.

 «Палата № 6» – одно из самых знаменитых произведений русского классика Антона Павловича Чехова. Культовая повесть рассказывает историю обитателей одной захолустной больницы для душевнобольных. На самом же деле медицинское учреждение является мастерской аллегорией на современную Россию.

«Палата номер 6» – одна из 19 повестей, написанных Чеховым за его творческую карьеру. Она входит в число самых знаменитых наряду со «Степью», «Драмой на охоте», «Скучной историей», «Дуэлью». Произведение было опубликовано в 1892 году в журнале «Русская мысль». «Палата №6» создавалась как бы по наитию, просто из-за необходимости написать что-то. В письме Иерониму Иеронимовичу Ясинскому, писателю, литературному критику, журналисту, Чехов сообщал, что кончает неимоверно скучную повесть, в которой полно рассуждений, отсутствует женщина и элемент любви.
Как бы не хулил свое творение писатель, «Палата №6» произвела огромный резонанс. Со временем выражение «палата №6» стало нарицательным. Его используют в том случае, ели хотят дать характеристику чему-то ненормальному, из ряда вон выходящему.

Мотивы тоски существования и гнетущей действительности, часто и пронзительно звучащие в повестях Чехова, оттеняют остроту и сложность переживаний их героев. Тонкий психолог и мастер подтекста, А.П. Чехов обнажает самые потаенные области сознания, создавая не спектакль персонажей-марионеток, но драматургию человеческих душ.

ФИЛЬМ

image065

Палата № 6 [Кинофильм] : по повести Антона Чехова «Палата № 6» / [реж. К. Шахназаров; авт. сценария А. Бородянский, К. Шахназаров; муз. Е. Кадминского]. – Москва : Мосфильм, 2009.

В главных ролях Владимир Ильин, Алексей Вертков, Александр Панкратов-Черный, Евгений Стычкин, Алексей Жарков.

Сценарий фильма написан по мотивам повести. Сохранив ее фабульную основу, авторы перенесли действие в настоящее время. Повествование ведется, в том числе, и в виде интервью у различных лиц, знавших Андрея Ефимовича, в документальной манере. Важнейшие сцены фильма были сняты в действующем психоневрологическом интернате на территории Николо-Пешношского монастыря в Дмитровском районе Московской области. Картина была отснята всего за месяц - с 5 ноября по 2 декабря 2008 года.

 

Интересно, что

- Роли второго плана и массовка были сыграны реальными пациентами интерната, многим из них надо было выучить довольно сложный текст. Последняя сцена с девочками, где одна смеялась, не сумев сдержать смех, а вторая не могла засмеяться, была снята абсолютно случайно и не была запланирована в сценарии.

- Сценарий «Палаты № 6» Карен Шахназаров и Александр Бородянский написали ещё в 1988 году, однако тогда проект не состоялся из-за творческих разногласий с итальянскими продюсерами. Роль Андрея Рагина первоначально должен был сыграть Марчелло Мастроянни.

- В кадре первого появления Дарьюшки на книжной полке стоит собрание сочинений А. П. Чехова 1960-1964 гг. издания.

 

Экранизация произведений А. Чехова

По рейтингу журнала «Огонёк» са­мым экранизируемым писателем в ми­ре стал Уильям Шекспир (768 экранизаций), а вот второе-третье поделили Чарльз Диккенс и Антон Чехов. По произведениям Антона Павловича Чехова осуществлено 245 экранизаций; снято 235 художественных фильмов и 10 анимационных. Телефильм «Эти разные, разные, разные лица…» (1971 г.) был создан по несколь­ким рассказам А.П. Чехова, в том числе «Дочь Альбиона», «Сапоги», «Пересолил». И все роли (!) в нём исполнил один актёр – знаменитый Игорь Ильинский.

«Плохой хороший человек» (1973 г.) – единственный фильм, в котором Олег Даль (Лаевский) и Владимир Высоцкий (фон Корен) снялись вместе.

Картина «Дядя Ваня» (1970 г.) снята на разных плёнках: цветной и чёрно-белой. Отечественная цветная киноплёнка была не очень качественной, поэтому режиссёр Андрей Кончаловский купил во Франции плёнку «Кодак», но её не хватило. Впоследствии переход цветного изображения в чёрно-белое некоторые критики расценили как художественный приём. Кстати, фильм признан одной из самых удачных экранизаций знаменитой пьесы Чехова благодаря мастерской игре Сергея Бондарчука (Астров) и Иннокентия Смоктуновского (Войницкий).

В ленте «Поцелуй» (1983 г.) главных героев играют Олег Янковский (Рябович) и Александр Абдулов (Лобытко). Два замечательных актёра снова вместе на съёмочной площадке. Этот великолепный дуэт мы можем увидеть ещё в 11 фильмах, среди которых «Обыкновенное чудо» (1978 г.), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979 г.), «Дом, который построил Свифт» (1983 г.), «Храни меня, мой талисман» (1986 г.), «Убить дракона» (1988 г.), «Анна Каренина» (2009 г.) и др.

«Неоконченная пьеса для механического пианино». Фильм снят по пьесе А.П. Чехова «Безотцовщина»