ПИОНЕР КУБАНСКОГО КИНО
… Однажды летним днём на улице Красной горожане увидели старичка, торгующего бубликами и албанской бузой (освежающий напиток) из большого медного жбана по копейке за стакан. Присмотревшись, они, не веря своим глазам, узнали в нём австрийского императора Франца-Иосифа. Каково же было их удивление, когда бывший император подошёл к неизвестно откуда взявшейся влюблённой парочке и предложил освежиться, а те выпили и отравились…
Так проходившие (и проезжавшие) мимо екатеринодарцы случайно оказались посвящёнными в таинства нового вида искусства – кино. Снималась пропагандистская комедия «Чем займутся наши враги после войны». Автором сценария, режиссёром и оператором был Николай Львович Минервин – один из пионеров русского кинематографа.
Это был невероятно увлечённый человек. Окончив физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, он отправился учиться дальше, в Петербург, там же заинтересовался фотографией и влюбился в кинематограф. В 1908 году он произвёл уникальную киносъёмку во время подъёма на Эльбрус (этот фильм был показан в Екатеринодаре).
Минервин одним из первых начал использовать, как бы сейчас сказали, спецэффекты, впечатывая в отснятый материал другие кадры. Он также много работал в жанре хроники. Снимал столетний юбилей войсковых хоров в 1911 году, праздник «белой ромашки» в Екатеринодаре в 1913-м и первую Северо-Кавказскую олимпиаду в Новороссийске в 1915-м. Потом были игровые немые картины: «Подвиг казака-кубанца», «Во власти курдов»…
В 1911 году Николай Львович получил за свои фильмы большую золотую медаль на выставке в Риме. В 1913-м снял несколько выпусков ежемесячного киножурнала «Северный Кавказ».
За Николаем Львовичем числится больше двухсот изобретений в разных областях: фотохимия, светотехника, оптика, кинопроизводство, оформительно-рекламные построения, телетехника. Его фильмы, даже самые ранние, всегда отличало высочайшее для своего времени качество картинки. В 1921 году он уже снимал цветное кино, придумал машину, восстанавливающую старую, испорченную плёнку, панорамное кино (1932). В последние годы работал в Министерстве культуры СССР, продолжая свои разработки. Болел идеей «киноплане- тарнопанарамной системы». Умер в 1959 году.
В Апшеронском районе эра КИНО началась в
феврале 1966 года с открытия Дома культуры лесников в г. Апшеронске.
22 апреля 1970 года в Апшеронске открылся кинотеатр «Юбилейный». Первыми фильмами, показанными в кинотеатре, были «Посол Советского Союза», «Любовь земная», «Ошибка резидента», «Полосатый рейс». Бывали дни, когда фильмы смотрели до 2,5 тыс. зрителей в день.
Летом 1970 года на Апшеронском заводе «Лесхозмаш» организована любительская киностудия. За период работы киностудии были созданы фильмы: «День трудового подарка», «Демонстрация трудящихся г. Апшеронска».
В середине 70-х годов построен ДК «Октябрь».
В 1994 году – в Апшеронском районе появились сразу две телестудии: «Эдельвейс» и «34 канал».
КИНОКАРТА КРАСНОДАРА И АПШЕРОНСКА
В Краснодаре снимались сцены к десятку фильмов. Самые известные из них – это «Кочубей» по книге писателя Аркадия Первенцева (1958) и две экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» (1957-1959 и 1974-1977). Смотря эти картины сегодня, любопытно открыть для себя город таким, каким он был полвека назад. В кадрах проскакивают сильно изменившиеся сегодня Яблоновский мост, железнодорожный вокзал Краснодар I, улица Красная, Первая городская больница, баня Лихацкого, гостиница «Центральная» и полюбившееся кинематографистам устройство для разворота паровозов.
А вот советско-немецкий фильм «Чёрные сухари» (1972) с Натальей Варлей в главной роли зрителю практически неизвестен. Снимался он в станице Пашковской. Если коротко, то сюжет его сводился к следующему. В 1918 году Советский Союз, в разгар Гражданской войны, должен по Брестскому миру отправлять в Германию эшелоны хлеба. По пути следования одного из таких составов герои, охраняющие дорогой груз, попадают во множество переделок… В массовке этой ленты были задействованы местные мальчишки, которым за роли беспризорников прилично по тем времена платили – по пять рублей в день. Являться на съёмочную площадку они должны были в своей старой грязной одежде.
В фильме «Несовершеннолетние» Владимира Рогового (лидер проката 1977 г.) можно увидеть театр кукол, цирк, Свято-Георгиевский храм, строящуюся гостиницу «Интурист», драмтеатр. Помимо актёров в массовке участвовали местные школьники. Краснодарских зрителей привлекали в этом кино географические нестыковки. К примеру, герои пьют газировку из автоматов на углу улиц Красной и Чапаева, а в следующем кадре, пробежав несколько метров, уже оказываются на берегу Кубани на Дубинке. По поводу самих автоматов газ-воды краеведы сегодня спорят: находились ли они там или их поставили специально для съёмок.
А в вышедшей четырьмя годами ранее не очень удачной музыкальной комедии Владимира Басова «Нейлон 100%» пара сцен снята в фойе театра драмы. Есть эпизод на скамейке по улице Постовой возле мемориала освободителям города. Кстати, для придания перспективы лавочку специально выдвинули на пешеходную дорожку. Базой для съёмок был двор на углу улиц Красной и Ленина. В Краснодаре фильм показали раньше официальной премьеры, но публика его не приняла. Кино оказалось откровенно слабым, несмотря на участие в нём Михаила Пуговкина, Евгения Евстигнеева и Леонида Куравлёва.
Гораздо более интересна лента «Француз» Галины Юрковой-Данелия (1988) с Леонидом Ярмольником, Семёном Фарадой и Евгенией Симоновой. Здесь больше, чем где бы то ни было, сцен, снятых в Краснодаре, но они перемешаны с кадрами из других городов. Поэтому для коренного жителя просмотр фильма может стать своеобразным квестом – «Угадай улицу».
В мелодраме Николая Лебедева «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1980) городских реалий меньше, но они очень узнаваемы. Это здание краевой администрации и Дом книги.
Фильм «Сувенир для прокурора» (1989) Александра Косарева – кино своего времени. Детективная история о цеховиках, которые спустя каких-то пару лет перестанут быть героями криминальной хроники, а станут основной движущей силой нового капиталистического общества. Для краснодарцев лента интересна тем, что действие её происходит в конкретных точках города. К примеру, прокурор в исполнении Юрия Соломина ходит на работу в здание на углу улиц имени Горького и Коммунаров. Живёт он в несуществующей квартире с видом на железнодорожный мост возле стадиона «Кубань». По сути, его квартира должна находиться в одном из магазинов на Вишняковском рынке. Сувенирная фабрика, вокруг которой закручивается сюжет, находится здесь же – в промзоне по улице им. Вишняковой, хотя действия фильма разворачиваются в городе Южногорске. Кадры передвижения контрабандиста по городу и вовсе ставят коренного краснодарца в ступор. Преступник выезжает на улицу Ставропольскую и двигается в сторону Яблоновского моста, а оказывается… на Ростовском шоссе. А вот в сцене слежки милиционеры говорят правду: «Едем на вокзал», и таки приезжают на вокзал. Правда, вокзалов в разных кадрах два: Краснодар I и другой, не имеющий отношения к городу, снятый в одном из приморских посёлков. Нужно ещё отметить, что консультантом картины был легендарный краснодарский прокурор Евгений Моисеевич Басацкий, известный массовыми изобличениями коррупционеров в 1980-х годах.
Прокурор Е.М.Басацкий и
актер Ю.М.Соломин во
время работы над картиной
«Сувенир для прокурора»
На этом, пожалуй, мы остановимся и не будем лишать читателя удовольствия «найти» Краснодар в других игровых и документальных лентах, которых, как уже говорилось, немало.
Апшеронский район тоже попал в кадры кинолент
отечественного кино
В 2004 году в г. Апшеронске снимали фильм «Боец». Фильм снимали на территории Апшеронской ИК-5, а сцены побега главного героя – в районе п. Нефтегорск. В главной роли снялся российский актер Дмитрий Марьянов.
Летом 2004 года в Апшеронском районе проходили съёмки программы «Непутевые заметки». Почти одновременно проходили съемки фильма «Сон».
В мае 2010 года в Апшеронском РДК состоялась встреча с народными артистами России: Инной Макаровой, Ларисой Лужиной, Юрием Назаровым.
12 августа 2015 г. в Апшеронском районе режиссеры из Майкопа Тембот Шовгенов и Азамат Тхаганов снимали короткометражный художественный фильм «Автобус». Предполагается, что это будет социальная драма. Авторы – участники 68-го Каннского кинофестиваля.
Главное действие нового короткометражного фильма разворачивается на 6-м километре объездной дороги «Майкоп – Апшеронск» в районе хутора Гавердовский. По словам одного из режиссёров фильма Тембота Шовгенова, в основу ленты легла бытовая ситуация. На глухой трассе одному из пассажиров автобуса внезапно становится плохо. Он выбегает в лес и долго не появляется. Через некоторое время начинают бушевать нешуточные страсти среди остальных пассажиров автобуса: ехать ли дальше или отправиться на поиски пропавшего… «Когда мы снимали эту сцену с ДТП, многие люди даже не понимали, что снимается кино, потому что здесь, в Майкопе, кино в принципе не снимается. И они останавливались, думали, что это настоящее ДТП», — рассказал режиссер Тембот Шовгенов.
Подробнее о съемках фильма вы сможете увидеть в ролике на сайте
http://kuban24.tv/item/maykopskie-rejisseryi-planiruyut-otpravit-svoy-film-v-kannyi-128767
Об этих и других фактах из истории кинематографа на Кубани вы сможете прочитать в следующих источниках
222 факта. Екатеринодар – Краснодар / сост. О.О. Карслидис. – Традиция, 2015. – С.100-101, 174-175.
“Анжелику” снимают на Тамани // Предгорье Кубани. – 2009. – 16-22 окт.(№42). – С.3.
В Апшеронск залетел “Нетопырь”. Два взгляда на один экран / Бесед. А. Гриценко // Предгорье Кубани. – 2004. – N30.- 23 июля. – С. 4.
Верещагина, Л. Сергей Шеховцов снимает кино (фильм «Атаман») в кубанской станице / Л. Верещагина // Кубанские новости. – 2011. – 25 июня (№102). – С.9.
Викулова, Я. Кино за кадром / Я. Викулова // Кубанские новости. – 2011. – 22 марта (№43). – С.16.
Воронкова, О. Кино. “Кочубей” из Тбилисской // Вольная Кубань. – 2002. – N197.-2 нояб. – С. 1,2.
Вот тут как раз и начинается кино… (О съемках на территории Апшеронского района сцен сериала “Боец”). // Апшеронский рабочий. – 2005. – N 15.- 27 мая, продолж. N 16. – С. 4.
Гец, А. Короткометражка для Каннского кинофестиваля / А. Гец // Апшеронский рабочий. – 2015. – 15 авг. (№61). – С.5.
Гриценко, А. Детский “сон” не потревожат Апшеронские горы // Предгорье Кубани. – 2004. – N22.- 28 мая-3июня. – С. 4.
Гриценко, А. Нетопырь из Апшеронска “улетать” не хотел! // Предгорье Кубани. – 2004. – N35.- 27 авг. – С. 4.
Гриценко, А. «Нетопырь» не хотел улетать из Апшеронска // Жемчужина России. – 2004. – 20 августа. – С.17.
Гриценко, А. “Непутевые заметки” в Апшеронском районе // Вестник Предгорья. – 2004. – 17 августа. – С.2.
Гриценко, А. «Непутевые заметки» в Апшеронском районе // Предгорье Кубани. – 2004. - 30 июля-5августа. – С.4.
Гриценко, А. В Апшеронск залетел «нетопырь» : В Апшеронске снимали фильм “Боец” // Предгорье Кубани. – 2004. – 23-29 июля; 27 августа-2 сентября. – С.4.
Как в “Кубанских казаках” керосином еду поливали: Кино на Кубани // Кубань – моя гордость. – 2004. – . – С.221-224.
Костеева, Н. Здесь снимали фильм “Кубанские казаки” // Жемчужина России. – 2005. – N12.- 1 апреля. – С. 8.
Терещенко, К. Хотим увидеть свободных / К. Терещенко // Кубанские новости. – 2010. – 27 авг.(№144). – С.20.
Ухина, Е. Юбилей “Юбилейного”! // Апшеронский рабочий. – 2005. – N 8.- 22 апреля. – С. 2.
Шевченко, А. “Непутевые заметки” мечтают поселиться в Апшеронске // Жемчужина России. – 2004. – 6 августа. – С.17.
Шумовская, Е. Мистическое равновесие / Е. Шумовская // Кубанские новости. – 2009. - 18 июля (№117). – С.12.
http://kuban24.tv/item/maykopskie-rejisseryi-planiruyut-otpravit-svoy-film-v-kannyi-128767
http://www.novoport.ru/news/51727.html
http://kubantv.ru/kultura-kuban/77451-na-kubani-otkryvaetsja-narodnyjj-kinofestival/
http://www.rg.ru/2010/12/02/festival.html
http://svku.ru/news/kultura/8667-kinofestival-provintsialnaya-rossiya-projdet-na-kubani.html
http://ustlabinsk.bezformata.ru/listnews/kinofestival-zemlya-ottcov-moya/37311097/
http://www.pravoslavie.ru/42838.html
Понравилась информация? Поделитесь ссылкой на данную страницу с своими друзьями, нажмите на одну из кнопок социальных сетей: