А. Островский «Бесприданница»

image015

Островский, А. Н. Гроза; Бесприданница  / А.Н.  Островский. – Москва : АСТ, Астрель : Полиграйфиздат, 2012. – 172 с. – (Б-ка школьника).

Вечная история об обманутой любви, несбывшихся надеждах, справедливо названная в кино «жестоким романсом», – такова пьеса А.Н. Островского «Бесприданница». Написанная в XIX веке, она ничуть не устарела.

 

ФИЛЬМ

 image016

Бесприданница [Кинофильм] : по роману Александра Островского «Гроза» : цен. Я. Протазанов, В. Швейцер; режиссер Я. Протазанов; оператор М. Магидсон; худож. А. Арнов, С. Кузнецов; муз. Д. Блока]. – Москва : Рот-Фронт, 1937.

В ролях: О. Пыжова, Н. Алисова, А. Кторов, В. Попов, М. Климов, Б. Тенин, В. Балихин, В. Рыжова и др.

 

Это вторая экранизация пьесы А. Островского. Первая экранизация «Бесприданницы» состоялась в 1912 году - фильм был снят режиссёром Каем Ганзеном, роль Ларисы Огудаловой исполнила Вера Пашенная.

Фильм Якова Протазанова, вышедший на экраны в 1936 году оказался  более удачной и наиболее известной киноверсией произведения. Режиссер Яков Протазанов умел делать свои фильмы увлекательными, темпераментными. Пьеса «Бесприданница» – с ее остро поставленной социальной проблемой гибели человека в мире денег – была прекрасным материалом и для Протазанова, чьи экранизации отличались большим вниманием к литературной основе фильма. Протазанов и Швейцер буквально проанатомировали пьесу, «поверив алгеброй гармонию». Они не стали слепо следовать за текстом, и потому экранизация пьесы не стала просто спектаклем, снятым на пленку. В фильме появились сцены, которых не было у Островского. Режиссер также не стал ограничивать себя одними сутками, на протяжении которых происходило действие пьесы, ведь возможности, которыми он располагал, были неизменно шире тех которые были у театрального режиссера и драматурга. «Бесприданница снималась в Кинешме и Калуге, Костроме и Плёсе, но перед тем, как эти города были отобраны, «просмотрели» всю Волгу. На роль Ларисы Протазанов решил попробовать студентку киноинститута Н. Алисову. Молодая актриса играла Ларису естественно и просто. Она женственна и изящна, в ней есть порывистость и страстность живого человека. Это натура незаурядная, но ничем не выдающаяся, обыкновенная женщина, которая кажется необыкновенной в силу извращенности чувств  у всех остальных.

Успех «Бесприданницы» превзошел все ожидания. Фильм совершил триумфальный путь к зрителю. Он демонстрировался по всей стране. Добралась «Бесприданница» и до Парижа, где в 1937 году происходила Всемирная выставка. Домой картина вернулась с золотой медалью.

В 1984 году режиссер Эльдар Рязанов по мотивам пьесы снял фильм «Жестокий романс». Это была третья советская экранизация пьесы. Главную роль сыграла Лариса Гузеева, для которой этот фильм стал дебютом в кино.

Фильм снискал популярность у зрителей (о чём говорит, в частности, признание его «лучшим фильмом года» по версии журнала «Советский экран»), получил несколько официальных наград. Популярность обрели звучащие в нём романсы в исполнении Валентины Пономарёвой и Никиты Михалкова, саундтрек фильма сразу же после показа был выпущен на виниловом диске и аудиокассетах. При этом фильм имел разгромные рецензии критиков, обвинявших режиссёра в отходе от авторской трактовки пьесы и неверной расстановке акцентов.

 

Интересно, что:

- Лента Якова Протазанова – вторая экранизация драмы Островского. Первая известная киноверсия «Бесприданницы» была снята Каем Ганзеном в 1912 году.

- Чтобы помочь Нине Алисовой лучше войти в образ Ларисы и создать соответствующий эмоциональный настрой, Протазанов советовал актрисе перечитать «Войну и мир», обратив особое внимание на фрагменты, посвященные Наташе Ростовой, в которой он видел много общего с героиней пьесы Островского.

- Среди актеров, которых Протазанов приглашал сниматься в «Бесприданнице», были Игорь Ильинский и Сергей Мартинсон, но они по разным причинам отказались от съемок.

-  У Нины Алисовой и Бориса Тенина долго не получалось сыграть сцену разговора Ларисы с Вожеватовым. После нескольких дней безуспешных проб Протазанов, придя в сильном волнении утром на съемочную площадку, рассказал, что стал свидетелем жуткого зрелища – на его глазах автомобиль сбил молодоженов. Потрясенные его рассказом актеры с первого дубля, даже без репетиций, успешно сыграли эпизод. И лишь потом выяснилось, что историю с погибшими под колесами авто женихом и невестой режиссер выдумал, чтобы создать «нужное для сцены эмоциональное состояние».

- Роль мальчика в фильме сыграл юный Коля Боярский, будущий известный актер и дядя Михаила Боярского.

Экранизация других произведений А.Н. Островского

Экранизировано 39 произведений драматурга, дважды снимали фильм по пьесе «Бесприданница».