БАМ в поэзии

Фото для заставки (56)

В рамках Недели детской и юношеской книги проведена литературная гостиная «Поэзия великой стройки», приуроченная к 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали.

Библиотекарь рассказала о воспоминаниях кубанских комсомольцев – строителей магистрали.

Ребята увидели на карте протяженность этой железной дороги и узнали, что она одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Для чего её построили?

Чтобы создать самый короткий путь к портам Тихого океана, в Южную Якутию и другие регионы России и сократить время перевозки грузов до Приморья, Владивостока и Находки, Сахалина и Камчатки.

На слайдах презентации ребята увидели фотографии тех лет и поняли, что стройка проходила в суровых условиях. «Первым жильем строителей были палатки, утепленные внутри. Без утеплителя никак нельзя — морозы достигали пятидесятиградусной отметки, но входная дверь все равно изнутри зимой покрывалась толстой коркой льда», – рассказывал бамовский герой – кубанец Андрей Вячеславович Трапезников.

Бамовцы до сих с душевным теплом вспоминают своих товарищей из разных республик СССР, ведь стройка была интернациональной.

Ребята прослушали стихотворение Атамурада Атабаева «Ния Грузинская» о поселке Ния. Это была частичка Грузии на БАМе. Строили одни грузины, строили надежно и красиво. О грузинских традициях здесь напоминало все — орнаменты домов, плакаты, выполненные затейливой вязью, плодовые деревья, привезенные из Грузии.

А краснодарцы строили город Усть-Кут.

С большим вниманием ребята слушали библиотекаря, рассказывающего какие же были трудности при строительстве, кроме морозов.

Перед укладкой путей сначала нужно было прорубить просеку, осушить болота, отсыпать земляное полотно, смонтировать водопропускные трубы, построить мосты и тоннели – и это в условиях морозного сурового климата и полного отсутствия бытовых удобств.

Для чего трубы прокладывали? Многие километры железной дороги проходили по вечной мерзлоте. Зимой это каменная земля, а летом, превращалось все в болото. Вот для оттока этой воды нужны были трубы.

Сваи, чтобы рельсы не поплыли, приходилось забивать на 3 м в землю – до мерзлоты, которая летом не прогревалась.

Кроме того, среди сложностей, с которыми столкнулись строители дороги были землетрясения до 9–10 баллов, встречались районы с неустойчивой породой с большими трещинами.

Но наиболее сложными стали зоны активных разломов шириной от 5 до 900 метров с притоком воды из них до нескольких сотен кубических метров в час при давлении 34 атмосферы. Подземная вода под огромным давлением выходит из недр и размывает даже гранит в песок, и это может привести к обрушению шахт.

Кроме того, на БАМе высокая концентрация радиоактивного газа радона. На этих участках строители были в противогазах. Работы такой сложности не проводились больше нигде в мире.

Те, кто строили Байкало-Амурскую железную дорогу в свободное время, несмотря на усталость, писали стихи.

Библиотекарь познакомила ребят с замечательным сборником стихов «Дорога века». Эти стихи, как рассказы о событиях на стройке. Их написали те, кто работал на БАМе.

Ребята по очереди читали стихотворения и понимали какими мужественными были комсомольцы – юноши и девушки, которые были ненамного старше, чем они сейчас.

Понравилась информация? Поделитесь ссылкой на данную страницу с своими друзьями, нажмите на одну из кнопок социальных сетей: