Методические рекомендации
Привить ребенку вкус
к чтению – лучший подарок,
который мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан
Сложившаяся современная ситуация характеризуется падением престижа чтения среди детей и подростков. Эта проблема носит масштабный характер. Чтение является очень чутким, надежным, и в определенном смысле, даже универсальным показателем состояния общества в целом.
Перед угрозой бездуховности, роста негативных социальных явлений защита чтения детей, поддержка интереса к нему стала задачей государственной важности. Одним из шагов по продвижению чтения стало создание Министерством образования и науки РФ списка из 100 книг для внеклассного чтения, одобренного президентом страны В.В. Путинным. Книга – фундамент, на котором строится культура нации.
В ходе подготовительной работы общий список предложений составил около 5 тыс. книг. В течение нескольких месяцев шло открытое голосование на сайте knig100.spbu.ru. Список из 100 книг сформирован с учетом мнения общественности и заинтересованных организаций. Это произведения для самостоятельного чтения (желательно заинтересованного), развития личности и формирования гражданской позиции.
Произведения из списка рассчитаны на детей разного возраста. Он очень широк и разнопланов — от “Незнайки” до “Белых одежд” Дудинцева. Перечень «100 книг» может служить основой для разработки в библиотеке нестандартного и принципиально нового комплекса мероприятий, способного заинтересовать читателей, привлечь их к активному участию в культурной жизни своего поселения. Важно обеспечить доступность всех произведений списка для читателей, сформировать позитивный в детской и молодежной среде имидж проекта «100 книг» и участия в нем.
Цель мероприятий, направленных на поддержку и развитие детского, подросткового и молодежного чтения – воспитывать осознанную потребность в чтении как источнике интеллектуально-творческого развития.
Задачи библиотек:
- разработать и провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа чтения в детско-подростковой среде;
- расширять направленность читательских интересов учащихся, привлекая их к чтению детской, классической и качественной современной литературы различных жанров;
- предоставить возможности для самореализации и раскрытия интеллектуально-творческого потенциала детей и подростков через нестандартные формы работы с книгой;
Как свидетельствует практический опыт, значительно повышают читательскую активность творческие конкурсы, акции и другие активные формы работы. Предлагаем вашему вниманию следующие мероприятия, направленные на поддержку и развитие чтения детей разного возраста.
Открытый урок чтения «Радость чтения». На открытый урок можно пригласить известного человека – почетного жителя города, села, представителя администрации, спортсмена и т.д. Можно провести интервьюирование, презентацию любимых книг гостя, громкое чтение, которое проведёт гость и т.д.
Один из вариантов конкурса летнего чтения можно провести под девизом «Попади в переплёт»: за каждую прочитанную книжку читатель получает от библиотекаря фрагмент пазла. Таким образом, победителем становится читатель, кто быстрее соберёт свою книжную обложку (в оформлении книжной обложки творчество проявляет библиотекарь), либо тот, у кого таких обложек будет больше.
Конкурс «Самая читающая семья» может быть и самостоятельным мероприятием. Провести его целесообразно в несколько этапов. На первом этапе семья представляет творческую работу в виде альбома на одну из предложенных тем («Чтение в нашей семье», «Читаем вместе с папой и с мамой», «Бабушкины сказки», «Мои первые книжки» и др.).
На 2-м этапе семья представляет «досье» или проект об одном из детских писателей, причем не просто пересказывает биографию, а находит интересные и неизвестные истории из жизни и творчества, творчески оформляет свою работу. На заключительном этапе читающая семья представляет рекламу любимого писателя, составляет викторину или кроссворд по его творчеству.
Завершается конкурс массовым мероприятием, которое можно провести в форме фестиваля читающих семей, на котором лауреаты (претенденты на призовые места) представляют свои работы. Здесь же проводится награждение победителей.
Конкурс «Детское читательское жюри» – это конкурс детских читательских симпатий, когда дети из числа предложенных книг выбирают самые интересные. Группа экспертов, в которую входят библиотекарь, педагоги, родители, составляют комплект книг из числа списка «100 книг». При отборе необходимо учитывать, что каждая книга, входящая в комплект, должна иметь свою читательскую аудиторию. Поэтому в комплект включаются произведения, различные по жанрам, темам и художественным достоинствам, которые побуждают к размышлениям, обсуждениям и даже спорам.
На членов читательского жюри возлагается сложная задача – оценить качество прочитанных книг и определить рейтинг их популярности. Итогом конкурса станут книжные выставки, альбомы читательских отзывов, громкие чтения и обсуждения книг.
Этот конкурс объединяет усилия библиотекарей, педагогов, детей и родителей, представляет собой новый и занимательный для детей формат общения и, несомненно, приведет к всплеску читательской активности.
Акция «Радуга мнений: поделись книгой с другом» может стать как самостоятельным мероприятием, так и составляющей частью какого-либо комплексного библиотечного дела. На большом формате рисуется радуга, на которой читатели оставляют свои отзывы о любимых книгах, либо просто названия и автором любимых книг.
Акция «100+, или книги, которые сделают из старшеклассника человека». Предложите своим читателями дополнить список книгами, которых, по их мнению, не хватает в основном списке.
Конкурс микрорецензий - актуальная форма работы с детьми любого возраста. Рецензия — это личное отношение к книге, эмоции, чувства и мысли, которые она вызвала, отношение к ее героям. Рецензия констатирует факт прочтения книги и выражаете ту бурю и шквал эмоций, которые вызвала книга.
Поэтому текст рецензии должен:
v Быть написанным специально для конкурса.
v Быть небольшим по объему.
v Выражать личное отношение к произведению.
v Начинаться с названия книги и фамилии автора
Альбом читательских отзывов «Что прочитали, что будем читать» можно поместить на видном месте. На основной странице пишется отзыв о прочитанной книге, а на полях можно помещать ссылки к другим авторам и книгам, делать иллюстрации, добавлять свои мысли к прочитанному.
Традиционная Неделя детской книги может быть посвящена теме детского чтения и называться так: «Подари себе счастье быть читателем!».
День писателя «Читаем…. весь день». В этот день могут звучать говорящие выставки, проводиться громкие чтения, демонстрироваться слайд-презентации по творчеству выбранного автора и т.д.
Конкурсы чтецов – одна из распространенных форм работы. А проводили ли Вы конкурс стихов и прозы о книге и чтении?
Побуждать к чтению могут мероприятия, на первый взгляд, не имеющие к нему прямого отношения, например, конкурс «Читать – значит творить!». Номинации этого конкурса:
- «Читатель – скульптор»;
- «Читатель – художник»;
- «Читатель – режиссер» и др.
Конкурс «А остальное придумайте сами» может заинтересовать не только младших школьников. В рамках конкурса детям можно предложить написать новый финал старой сказки, неожиданно повернуть сюжет известного произведения, написать старую сказку на новый лад.
Фотоконкурс «Расту вместе с книгой» на первый взгляд, ориентирован на малышей, однако вместе с книгой интеллектуально и духовно в течение всей жизни растут все люди. Итоги конкурса (фотографии) помогут Вам не только привлечь внимание к чтению, новым книгам, но и оформить помещение библиотеки, отчет перед администрацией и т.д.
Галерея теневых портретов лучших читателей также поможет нестандартно оформить вашу библиотеку, привлечет внимание. Теневой портрет выполняется следующим образом: на стену или доску закрепляется ватман или чертежный лист, в профиль усаживается ваш читатель, на него перпендикулярно стене, направляется луч света от какого-либо технического прибора или лампы. Необходимо добиться четкого контура тени. Появившийся контур на бумаге обводят и закрашивают черной краской или тушью.
Наверняка у каждого библиотекаря есть помощники и активисты. Не пришла ли пора их почествовать? Этому может поспособствовать конкурс «Волонтер 2013 года»
Зарубежный опыт
Весьма оригинальный способ выражения своего отношения к книге придумали в публичной библиотеке Chelmsford (Массачусетс, США). Рядом с кафедрой выдачи материалов на абонементе установили деревянную стойку, на поперечных планках которой висят боксерские груша и перчатки, а сверху стоит фотография автора с краткой аннотацией книги. Несколько экземпляров самой книги находятся на входящей в конструкцию боковой полке. В этом году отобранной для чтения книгой стала «Townie» (Горожанин) писателя Andre Dubus.
Посетителям библиотеки и в первую очередь молодежи очень нравится такой веселый и нестандартный метод оценки художественного произведения. Кроме того, авторы инсталляции считают, что она является хорошим рекламным ходом для самой книги и библиотеки. Библиотекари всячески подзадоривают пользователей надеть перчатки и нанести столько ударов по груше, сколько заслуживает предлагаемая вниманию книга (возможно грушу можно и погладить). Не исключено, что со временем боксерская груша будет занесена в коллекцию выдаваемых библиотечных материалов.
«100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации»
Адамович А., ГранинД. | Блокадная книга | |||
Айтматов Ч. | И дольше века длится день/ Белый пароход | |||
Аксенов В. | Звёздный билет / Остров Крым | |||
Алексин А. | Мой брат играет на кларнете | |||
Арсеньев В. | Дерсу Узала | |||
Астафьев В. | Пастух и пастушка /Царь-рыба | |||
Бабель И. | Одесские рассказы | |||
Бажов П. | Уральские сказы | |||
Белых Л.,Пантелеев Л. | Республика Шкид | |||
Богомолов В. | Момент истины (В августе сорок четвертого) | |||
Бондарев Ю. | Батальоны просят огня/Горячий снег | |||
Боханов А. | Император Александр III | |||
Булгаков М. | Белая гвардия | |||
Булычев К. | Приключения Алисы | |||
Бунин И. | Тёмные аллеи | |||
Быков В. | Мёртвым не больно / Сотников | |||
Васильев Б. | А зори здесь тихие/ В списках не значился | |||
Вернадский Г. | Начертание русской истории | |||
Волков А. | Волшебник Изумрудного города | |||
Гайдар А. | Тимур и его команда/ Золотая чашка/ Чук и Гек | |||
Гамзатов Р. | Мой Дагестан/ Стихотворения | |||
Гиляровский В. | Москва и москвичи | |||
Гончаров И. | Обыкновенная история | |||
Горянин А. | Россия. История успеха (в 2 книгах) | |||
Грин А. | Алые паруса/ Бегущая по волнам | |||
Гумилёв Л. | От Руси к России | |||
Гумилев Н. | Стихотворения | |||
Деникин А. | Очерки русской смуты | |||
Джалиль М. | Моабитская тетрадь | |||
Довлатов С. | Зона/ Чемодан/ Заповедник/ Рассказы | |||
Достоевский Ф. | Идиот | |||
Драгунский В. | Денискины рассказы | |||
Дудинцев В. | Белые одежды | |||
Думбадзе Н. | Я, бабушка, Илико и Илларион | |||
Ибрагимбеков М. | И не было лучше брата | |||
Ильин И. | О России. Три речи | |||
Ильф И.,Петров Е. | Двенадцать стульев/ Золотой телёнок | |||
Ишимова А. | История России в рассказах для детей | |||
Искандер Ф. | Сандро из Чегема | |||
Каверин В. | Два капитана/ Открытая книга | |||
Кассиль Л. | Будьте готовы, Ваше высочество! / Кондуит и Швамбрания | |||
Катаев В. | Белеет парус одинокий | |||
Кондратьев В. | Сашка | |||
Кончаловская Н. | Наша древняя столица | |||
Крапивин В. | Мальчик со шпагой | |||
Кузьмин В. | Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах | |||
Куприн А. | Поединок/ Гранатовый браслет | |||
Лагин Л. | Старик Хоттабыч | |||
Лесков Н. | Очарованный странник | |||
Лихачев Д. | «Слово о полку Игореве» и культура его времени/ Раздумья о России (сборник)/ Рассказы русских летописей 12-14 вв. | |||
Лотман Ю. | Беседы о русской культуре/ Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий | |||
Набоков В. | Дар/ Защита Лужина /Приглашение на казнь | |||
Некрасов В. | В окопах Сталинграда | |||
Носов Н. | Приключения Незнайки/ Незнайка на Луне/ Живая Шляпа/ Мишкина каша | |||
Обручев В. | Земля Санникова | |||
Олеша Ю. | Три толстяка | |||
Островский Н. | Как закалялась сталь | |||
Паустовский К. | Повесть о жизни/ Мещерская сторона | |||
Пикуль В. | Реквием каравану РР-17/ Миниатюры | |||
Приставкин А. | Ночевала тучка золотая | |||
Петрушевская Л. | Рассказы и повести | |||
Полевой Б. | Повесть о настоящем человеке | |||
Прутков Козьма | Сочинения | |||
Распутин В. | Прощание с Матерой | |||
РождественскийРоберт | Стихотворения | |||
Рубцов Н. | Стихотворения | |||
Руставели Ш. | Витязь в тигровой шкуре | |||
Рыбаков А. | Кортик/ Бронзовая птица/ Выстрел | |||
Самойлов Д. | Стихотворения | |||
Симонов К. | Стихотворения/ Живые и мертвые | |||
Соловьев Л. | Повесть о Ходже Насреддине | |||
Стругацкий А., Стругацкий Б. | Понедельник начинается в субботу/ Трудно быть богом | |||
Толстой А. |
Рассказы и повестиКнязь Серебряный | |||
Толстой Л. | Хаджи-Мурат/ Казаки/ Анна Каренина | |||
Тукай Г. | Шурале | |||
Тынянов Ю. | Пушкин/ Смерть Вазир-Мухтара | |||
Успенский Э. | Крокодил Гена и его друзья./ Дядя Федор, пес и кот | |||
Фадеев А. | Молодая гвардия/ Разгром | |||
Фраерман Р. | Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви | |||
Хетагуров К. | Стихотворения | |||
Шварц Е. | Дракон/ Снежная королева | |||
Шукшин В. | Рассказы | |||
Эйдельман Н. | Лунин/ Твой XIX век | |||
Эренбург И. | Люди, годы, жизнь | |||
Ян В. | Чингиз-хан. Батый. К последнему морю | |||
Янин В. | Я послал тебе бересту | |||
Эпосы, былины, | Алпамыш | |||
летописи | Гэсэр | |||
Давид СасунскийДжанГар | ||||
КалевалаКер-оглы | ||||
МанасОлонхо | ||||
Урал – Батыр | ||||
Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым | ||||
Повесть временных лет | ||||
Былины (сост. Чечеров К., Ухов П.) | ||||
Сказки народов России (сост. Ватагин М.) |
Понравилась информация? Поделитесь ссылкой на данную страницу с своими друзьями, нажмите на одну из кнопок социальных сетей: