«100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации для внеклассного чтения

Методические рекомендации

Привить ребенку вкус

к чтению – лучший подарок, 

который мы можем ему сделать.

Сесиль Лупан

image002 Сложившаяся современная ситуация характеризуется падением престижа чтения среди детей и подростков. Эта проблема носит масштабный характер. Чтение является очень чутким, надежным, и в определенном смысле, даже универсальным показателем состояния общества в целом.

Перед угрозой бездуховности, роста негативных социальных явлений защита чтения детей, поддержка интереса к нему стала задачей государственной важности. Одним из шагов по продвижению чтения стало создание Министерством образования и науки РФ списка из 100 книг для внеклассного чтения, одобренного президентом страны В.В. Путинным. Книга – фундамент, на котором строится культура нации.

В ходе подготовительной работы общий список предложений составил около 5 тыс. книг. В течение нескольких месяцев шло открытое голосование на сайте knig100.spbu.ru. Список из 100 книг сформирован с учетом мнения общественности и заинтересованных организаций. Это произведения для самостоятельного чтения (желательно заинтересованного), развития личности и формирования гражданской позиции.

Произведения из списка рассчитаны на детей разного возраста. Он очень широк и разнопланов — от “Незнайки” до “Белых одежд” Дудинцева. Перечень «100 книг» может служить основой для разработки в библиотеке нестандартного и принципиально нового комплекса мероприятий, способного заинтересовать читателей, привлечь их к активному участию в культурной жизни своего поселения. Важно обеспечить доступность всех произведений списка для читателей, сформировать позитивный в детской и молодежной среде имидж проекта «100 книг» и участия в нем.

Цель мероприятий, направленных на поддержку и развитие детского, подросткового и молодежного чтения – воспитывать осознанную потребность в чтении как источнике интеллектуально-творческого развития.

Задачи библиотек:

- разработать и провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа чтения в детско-подростковой среде;

- расширять направленность читательских интересов учащихся, привлекая их к чтению детской, классической и качественной современной литературы различных жанров;

- предоставить возможности для самореализации и раскрытия интеллектуально-творческого потенциала детей и подростков через нестандартные формы работы с книгой;

Как свидетельствует практический опыт, значительно повышают читательскую активность творческие конкурсы, акции и другие активные формы работы. Предлагаем вашему вниманию следующие мероприятия, направленные на поддержку и развитие чтения детей разного возраста.

Открытый урок чтения «Радость чтения». На открытый урок можно пригласить известного человека – почетного жителя города, села, представителя администрации, спортсмена и т.д. Можно провести интервьюирование, презентацию любимых книг гостя, громкое чтение, которое проведёт гость и т.д.

Один из вариантов конкурса летнего чтения можно провести под девизом «Попади в переплёт»: за каждую прочитанную книжку читатель получает от библиотекаря фрагмент пазла. Таким образом, победителем становится читатель, кто быстрее соберёт свою книжную обложку (в оформлении книжной обложки творчество проявляет библиотекарь), либо тот, у кого таких обложек будет больше.

Конкурс «Самая читающая семья» может быть и самостоятельным мероприятием. Провести его целесообразно в несколько этапов. На первом этапе семья представляет творческую работу в виде альбома на одну из предложенных тем («Чтение в нашей семье», «Читаем вместе с папой и с мамой», «Бабушкины сказки», «Мои первые книжки» и др.).

На 2-м этапе семья представляет «досье» или проект об одном из детских писателей, причем не просто пересказывает биографию, а находит интересные и неизвестные истории из жизни и творчества, творчески оформляет свою работу. На заключительном этапе читающая семья представляет рекламу любимого писателя, составляет викторину или кроссворд по его творчеству.

Завершается конкурс массовым мероприятием, которое можно провести в форме фестиваля читающих семей, на котором лауреаты (претенденты на призовые места) представляют свои работы. Здесь же проводится награждение победителей.

Конкурс «Детское читательское жюри» – это конкурс детских читательских симпатий, когда дети из числа предложенных книг выбирают самые интересные. Группа экспертов, в которую входят библиотекарь, педагоги, родители, составляют комплект книг из числа списка «100 книг». При отборе необходимо учитывать, что каждая книга, входящая в комплект, должна иметь свою читательскую аудиторию. Поэтому в комплект включаются произведения, различные по жанрам, темам и художественным достоинствам, которые побуждают к размышлениям, обсуждениям и даже спорам.

На членов читательского жюри возлагается сложная задача – оценить качество прочитанных книг и определить рейтинг их популярности. Итогом конкурса станут книжные выставки, альбомы читательских отзывов, громкие чтения и обсуждения книг.

Этот конкурс объединяет усилия библиотекарей, педагогов, детей и родителей, представляет собой новый и занимательный для детей формат общения и, несомненно, приведет к всплеску читательской активности.

Акция «Радуга мнений: поделись книгой с другом» может стать как самостоятельным мероприятием, так и составляющей частью какого-либо комплексного библиотечного дела. На большом формате рисуется радуга, на которой читатели оставляют свои отзывы о любимых книгах, либо просто названия и автором любимых книг.

Акция «100+, или книги, которые сделают из старшеклассника человека». Предложите своим читателями дополнить список книгами, которых, по их мнению, не хватает в основном списке.

Конкурс микрорецензий - актуальная форма работы с детьми любого возраста. Рецензия — это личное отношение к книге, эмоции, чувства и мысли, которые она вызвала, отношение к ее героям. Рецензия констатирует факт прочтения книги и выражаете ту бурю и шквал эмоций, которые вызвала книга.

Поэтому текст рецензии должен:

v Быть написанным специально для конкурса.

v Быть небольшим по объему.

v Выражать личное отношение к произведению.

v Начинаться с названия книги и фамилии автора

Альбом читательских отзывов «Что прочитали, что будем читать» можно поместить на видном месте. На основной странице пишется отзыв о прочитанной книге, а на полях можно помещать ссылки к другим авторам и книгам, делать иллюстрации, добавлять свои мысли к прочитанному.

Традиционная Неделя детской книги может быть посвящена теме детского чтения и называться так: «Подари себе счастье быть читателем!».

День писателя «Читаем…. весь день». В этот день могут звучать говорящие выставки, проводиться громкие чтения, демонстрироваться слайд-презентации по творчеству выбранного автора и т.д.

Конкурсы чтецов – одна из распространенных форм работы. А проводили ли Вы конкурс стихов и прозы о книге и чтении?

Побуждать к чтению могут мероприятия, на первый взгляд, не имеющие к нему прямого отношения, например, конкурс «Читать – значит творить!». Номинации этого конкурса:

- «Читатель – скульптор»;

- «Читатель – художник»;

- «Читатель – режиссер» и др.

Конкурс «А остальное придумайте сами» может заинтересовать не только младших школьников. В рамках конкурса детям можно предложить написать новый финал старой сказки, неожиданно повернуть сюжет известного произведения, написать старую сказку на новый лад.

Фотоконкурс «Расту вместе с книгой» на первый взгляд, ориентирован на малышей, однако вместе с книгой интеллектуально и духовно в течение всей жизни растут все люди. Итоги конкурса (фотографии) помогут Вам не только привлечь внимание к чтению, новым книгам, но и оформить помещение библиотеки, отчет перед администрацией и т.д.

Галерея теневых портретов лучших читателей также поможет нестандартно оформить вашу библиотеку, привлечет внимание. Теневой портрет выполняется следующим образом: на стену или доску закрепляется ватман или чертежный лист, в профиль усаживается ваш читатель, на него перпендикулярно стене, направляется луч света от какого-либо технического прибора или лампы. Необходимо добиться четкого контура тени. Появившийся контур на бумаге обводят и закрашивают черной краской или тушью.

Наверняка у каждого библиотекаря есть помощники и активисты. Не пришла ли пора их почествовать? Этому может поспособствовать конкурс «Волонтер 2013 года»

 

Зарубежный опыт

image004Весьма оригинальный способ выражения своего отношения к книге придумали в публичной библиотеке Chelmsford (Массачусетс, США). Рядом с кафедрой выдачи материалов на абонементе установили деревянную стойку, на поперечных планках которой висят боксерские груша и перчатки, а сверху стоит фотография автора с краткой аннотацией книги. Несколько экземпляров самой книги находятся на входящей в конструкцию боковой полке. В этом году отобранной для чтения книгой стала «Townie» (Горожанин) писателя Andre Dubus.

Посетителям библиотеки и в первую очередь молодежи очень нравится такой веселый и нестандартный метод оценки художественного произведения. Кроме того, авторы инсталляции считают, что она является хорошим рекламным ходом для самой книги и библиотеки. Библиотекари всячески подзадоривают пользователей надеть перчатки и нанести столько ударов по груше, сколько заслуживает предлагаемая вниманию книга (возможно грушу можно и погладить). Не исключено, что со временем боксерская груша будет занесена в коллекцию выдаваемых библиотечных материалов.

 

«100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации»

 

Адамович А., ГранинД. Блокадная книга
Айтматов Ч. И дольше века длится день/ Белый пароход
Аксенов В. Звёздный билет / Остров Крым
Алексин А. Мой брат играет на кларнете
Арсеньев В. Дерсу Узала
Астафьев В. Пастух и пастушка /Царь-рыба
Бабель И. Одесские рассказы
Бажов П. Уральские сказы
Белых Л.,Пантелеев Л. Республика Шкид
Богомолов В. Момент истины (В августе сорок четвертого)
Бондарев Ю. Батальоны просят огня/Горячий снег
Боханов А. Император Александр III
Булгаков М. Белая гвардия
Булычев К. Приключения Алисы
Бунин И. Тёмные аллеи
Быков В. Мёртвым не больно / Сотников
Васильев Б. А зори здесь тихие/ В списках не значился
Вернадский Г. Начертание русской истории
Волков А. Волшебник Изумрудного города
Гайдар А. Тимур и его команда/ Золотая чашка/ Чук и Гек
Гамзатов Р. Мой Дагестан/ Стихотворения
Гиляровский В. Москва и москвичи
Гончаров И. Обыкновенная история
Горянин А. Россия. История успеха (в 2 книгах)
Грин А. Алые паруса/ Бегущая по волнам
Гумилёв Л. От Руси к России
Гумилев Н. Стихотворения
Деникин А. Очерки русской смуты
Джалиль М. Моабитская тетрадь
Довлатов С. Зона/ Чемодан/ Заповедник/ Рассказы
Достоевский Ф. Идиот
Драгунский В. Денискины рассказы
Дудинцев В. Белые одежды
Думбадзе Н. Я, бабушка, Илико и Илларион
Ибрагимбеков М. И не было лучше брата
Ильин И. О России. Три речи
Ильф И.,Петров Е. Двенадцать стульев/ Золотой телёнок
Ишимова А. История России в рассказах для детей
Искандер Ф. Сандро из Чегема
Каверин В. Два капитана/ Открытая книга
Кассиль Л. Будьте готовы, Ваше высочество! / Кондуит и Швамбрания
Катаев В. Белеет парус одинокий
Кондратьев В. Сашка
Кончаловская Н. Наша древняя столица
Крапивин В. Мальчик со шпагой
Кузьмин В. Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах
Куприн А. Поединок/ Гранатовый браслет
Лагин Л. Старик Хоттабыч
Лесков Н. Очарованный странник
Лихачев Д. «Слово о полку Игореве» и культура его времени/ Раздумья о России (сборник)/ Рассказы русских летописей 12-14 вв.
Лотман Ю. Беседы о русской культуре/ Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий
Набоков В. Дар/ Защита Лужина /Приглашение на казнь
Некрасов В. В окопах Сталинграда
Носов Н. Приключения Незнайки/ Незнайка на Луне/ Живая Шляпа/ Мишкина каша
Обручев В. Земля Санникова
Олеша Ю. Три толстяка
Островский Н. Как закалялась сталь
Паустовский К. Повесть о жизни/ Мещерская сторона
Пикуль В. Реквием каравану РР-17/ Миниатюры
Приставкин А. Ночевала тучка золотая
Петрушевская Л. Рассказы и повести
Полевой Б. Повесть о настоящем человеке
Прутков Козьма Сочинения
Распутин В. Прощание с Матерой
РождественскийРоберт Стихотворения
Рубцов Н. Стихотворения
Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре
Рыбаков А. Кортик/ Бронзовая птица/ Выстрел
Самойлов Д. Стихотворения
Симонов К. Стихотворения/ Живые и мертвые
Соловьев Л. Повесть о Ходже Насреддине
Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу/ Трудно быть богом
Токарева В. Рассказы и повести

 

Толстой А.

Рассказы и повестиКнязь Серебряный
Толстой Л. Хаджи-Мурат/ Казаки/ Анна Каренина
Тукай Г. Шурале
Тынянов Ю. Пушкин/ Смерть Вазир-Мухтара
Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья./ Дядя Федор, пес и кот
Фадеев А. Молодая гвардия/ Разгром
Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви
Хетагуров К. Стихотворения
Шварц Е. Дракон/ Снежная королева
Шукшин В. Рассказы
Эйдельман Н. Лунин/ Твой XIX век
Эренбург И. Люди, годы, жизнь
Ян В. Чингиз-хан. Батый. К последнему морю
Янин В. Я послал тебе бересту
Эпосы, былины, Алпамыш
летописи Гэсэр
Давид СасунскийДжанГар
КалевалаКер-оглы
МанасОлонхо
Урал – Батыр
Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым
Повесть временных лет
Былины (сост. Чечеров К., Ухов П.)
Сказки народов России (сост. Ватагин М.)

Понравилась информация? Поделитесь ссылкой на данную страницу с своими друзьями, нажмите на одну из кнопок социальных сетей: