100 лет со дня рождения Сергея Владимировича МИХАЛКОВА (1913-2009)

13 марта — 100 лет со дня рождения Сергея Владимировича МИХАЛКОВА (1913-2009), русского поэта, прозаика, драматурга, общественного деятеля, автора советского и российского гимнов.

Каждому из нас с детских лет хорошо известно творчество детского писателя Сергея Михалкова. За долгую литературную жизнь С. Михалков выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых. Стихи, басни, сказки, песни, пьесы для театра и кино.

Как получались стихи для детей, такие радостные, сердечные, смешные? Поэт помнил собственное детство. Внимательно наблюдал жизнь современных ребят. Но одной наблюдательности мало. Требуется талант – особая, редкая способность чувствовать, находить нужные и самые точные слова, соединять их в звучные, почти музыкальные строчки. Впрочем, и этого мало.

Большой талант – всегда тайна, волшебство.  «Дар свыше», как говорят. У Сергея Владимировича столько заслуженных наград, почетных званий и премий – не перечесть. Но, пожалуй, самая высокая награда – любовь миллионов читателей в нашей стране и за её пределами.

Как всё начиналось.

 

Сергей Михалков родился в 1913 году в Москве, в семье известного ученого. Отец – Владимир Александрович Михалков принадлежал к старинному дворянскому роду. Он был зачинателем промышленного птицеводства. Мать – Ольга Михайловна, урожденная Глебова была сестрой милосердия, потом преподавала французский язык в школе, а затем целиком посвятила себя семье. У Сергея  было ещё два брата: Михаил и Александр.

Первоначальное образование братья получали на дому. Ходить в школу было далеко, поэтому к ним приходила заниматься учительница -прибалтийская немка. В памяти мальчиков она оставила самые добрые воспоминания и чувства.  По воспоминаниям Сергея Михалкова, она заложила в их характер основы самодисциплины. Она обучила будущего поэта настолько хорошо, что он в детстве в подлиннике  читал Шиллера и Гёте, увлекался приключенческими романами  Карла Мая, которые тоже читал по- немецки при свете карманного фонарика, накрывшись с головой одеялом, когда все спали. Будучи взрослым человеком, бывая в командировках за рубежом, Сергей Михалков делал доклады и выступал на немецком языке.

Первый выход в издательство Михалкова был очень ранним (в том возрасте, когда человеку самой большой жизненной радостью кажутся конфеты). Однажды, сочинив в стихах «Сказку про медведя», переписав её самостоятельно печатными буквами, юный Серёжа сам отнес её в издательство. Ребёнка принял старичок-редактор, серьёзно, как взрослого. Пробежав листок глазами, выплатил  ему  гонорар (истраченный  тут  же на конфеты) и попросил оставить сказку для подробного ознакомления. Рукопись не опубликовали, но это не стало преградой к будущему творчеству.

Первым литературным воспитателем Сергея Михалкова был его отец. Он хорошо знал и любил русскую литературу, и эту любовь передал Серёже. С детства Сергей Михалков полюбил сказки Пушкина, стихи Лермонтова и Некрасова, басни Крылова.  Его увлечение литературой оказалось настолько сильным, что он начал самостоятельно выпускать домашний литературный журнал, в котором был одновременно и редактором, и художником, и единственным его автором. Это было в Пятигорске, куда семья переехала в связи с профессиональными интересами отца.  Здесь же, в Пятигорске, началось формирование личности поэта. Михалков продолжает сочинять стихи, подражая любимому поэту Есенину. Стихотворение «Дорога» пятнадцатилетнего школьника было опубликовано в ростовском журнале «На подъеме» (1928 г.). Эти стихи открыли юному поэту дорогу в литературу. Следующие стихи «Казачья песня», опубликованы в краевой газете «Терек», выходившей в Пятигорске:

Качалась степь осокою,

Гармонь рвала бока…

…Казачка черноокая

Любила казака…

Радость от публикации была столь велика, что автор скупил все номера «Терека», продававшиеся в киоске на железнодорожной станции.

Школьник Серёжа Михалков  стал постоянным автором «Терека», его зачислили в актив при Терской ассоциации пролетарских писателей (ТАПП).

В 1930 году Сергей Михалков начинает самостоятельную жизнь. На жизнь нужно было зарабатывать своими руками. Пришлось поработать разнорабочим на Москворецкой ткацкоотделочной фабрике, поездить по стране помощником топографа в геологоразведочных экспедициях.

Поэт из страны детства.

 

С 1933 года стихи Михалкова стали появляться часто на страницах «Огонька» и «Прожектора», на газетных полосах «Известий» и «Комсомольской правды», зазвучали по радио и с эстрады. Вспоминая о том времени, Сергей Михалков отмечал живейший интерес литераторов к жизни страны: это и подвиг челюскинцев, зимовка папанинцев, поэтические строки о международных событиях.

В 1935 году в редакцию журнала «Пионер» пришёл высокий худощавый молодой человек и, волнуясь, сказал: «Я принес стихи». Редактор журнала ответил: «Давайте ваши стихи». Юноша протянул несколько листков, на которых столбиком от руки были написаны стихи. Редактор положил их на стол и стал читать о том, как в доме восемь дробь один жил высокий гражданин по фамилии Степанов и по имени Степан. Редактор оторвался от листика и посмотрел на автора: перед ним   стоял достаточно высокий

гражданин, и редактор решил, что этот человек написал стихи про самого себя. Он спросил: «Ваша фамилия Степанов?». Дочитав до конца рукопись, редактор воскликнул: «Отлично, будем печатать ваши стихи в очередном номере. Только боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации». Но вдруг редактор улыбнулся: « А нам и не надо художника, нам нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем вас. Вы – вылитый Дядя Степа!». И вскоре в журнале появились замечательные весёлые стихи про Дядю Стёпу, а на фотографиях  был изображен сам Сергей Михалков. Дядя Степа полюбился ребятам сразу. Это сильный, добрый великан, который может все: он спас голубей из горящего дома, предотвратил крушение поезда, потом он поступил на службу во флот и героически оборонял Ленинград. Любовь к Дяде Степе была так сильна, что потом появились новые произведения о нем:: «Дядя Степа – милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа – ветеран». Стихи вылились в целую поэму, которую Михалков писал  на протяжении 1935  – 1981 годов.

В 1935 году было написано знаменитое стихотворение «А что у вас?» Волшебство подлинно детского юмора делает это стихотворение современным и в наши дни. Именно детям близка эта зоркость поэта, замечающего как раз то, что видят только в детстве: галка села на заборе. И гвоздь в кармане. И как хорошо сидеть ногой качать!.. Казалось бы ничем не примечательное событие – сбор детей во дворе закончилось детским открытием. Вместе с героями стихов юный читатель как бы невзначай приходит к постижению простой и важной истины, выраженной с меткостью пословицы:

Мамы всякие нужны,

Мамы всякие важны!

В стихотворениях С. Михалкова много  юмора, доброй иронии. Несмотря на многие детские недостатки, Михалков искренне любит своих героев. Говоря о серьёзных вещах, Михалков часто иронизирует над своими героями. Ребёнку никогда не надоест читать задорные строчки Михалкова про упрямого Фому, который по свойственной ему  скверной привычке никому и ничему не верить, полез купаться в африканскую реку Конго, где водилось тьма аллигаторов. На самом пике критической ситуации, в миг, когда крокодил глотает Фому, характер мальчишки не меняется:

- Непра…

Я не ве..

Ещё более комичная ситуация возникает, когда после фантастического сна и внезапного пробуждения, должен  наступить конец упрямству! Но

Фома удивлен, Фома возмущен:

– Неправда, товарищи, это не сон!

 

Война в судьбе С. Михалкова.

Война вошла в стихи Михалкова также внезапно, как ворвалась она в жизнь страны. Вчера полные счастья и солнца строки довоенных детских стихотворений:

Нам купили синий-синий

Презелёный красный шар.

 

Сегодня – внезапное, как взрыв:

Отчизной мобилизован

Народ богатырский мой.

Не дай облакам грозовым

Сомкнуться над головой.

 

С первых дней Великой Отечественной войны Михалков был на фронте. Его стихи поддерживали бойцов, помогали воевать и верить в победу. Стихи военного корреспондента Сергея Михалкова были зачастую сродни плакату, листовке:

Не может ворон быть орлом


Не может он своим крылом
И выше всех летать.

До наших звезд достать!

Не может черная змея

Обвить страну мою!

Штык занеси, страна моя.

И приколи змею!

(«Фашист»)

 

Стихи, рождавшиеся буквально на поле боя, отличаются достоверностью. Строки их иногда сродни поэтическому репортажу с фронта Великой Отечественной войны:

Горит Кубань, Майкоп в ночи пылает,

Защиты просят женщины с детьми…

(«Останови, отбрось и разгроми!»)

В некоторых стихах автор передаёт ритмом невероятное напряжение боя:

По цели! По цели! По цели!

И кони встают на дыбы.

И там, где взрываются бомбы.

Растут водяные столбы.

(«Советские бомбардировщики»)

Очень важное событие в жизни страны и писателя Михалкова произошло в середине  войны. В  ночь под наступающий 1944-й год прозвучал Гимн Советского Союза.  Сейчас многим трудно представить, какой радостью для людей были в те годы эти поэтические строки, какую силу вдохнули они в каждого, вселяя веру в грядущую победу! Гимн был написан Сергеем Михалковым в соавторстве с писателем Г. Эль-Регистаном (Урекляном).

После войны в Москве  у стен древнего Кремля в Александровском саду сооружен  мемориал в память о воинах, не вернувшихся с войны. Это Могила Неизвестного Солдата. Возле неё установлен пост почетного караула  номер один. На плитах могилы высечено: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Эти скупые, но бесконечно глубокие слова принадлежат Сергею Михалкову.  Это слова очевидца и участника. Еще в 1939 году С.В.Михалков был призван в армию, в качестве военного корреспондента участвовал в событиях на Западной Украине и в Финляндии. Во время Великой Отечественной войны побывал почти на всех фронтах, писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурам, листовки и прокламации.

Творчество продолжается.

Шли годы. Михалков написал множество стихов для детей. После войны написаны поэмы для детей «Быль для детей», «Служу Советскому Союзу», «День Родины», «Будь готов!» и другие.

С. Михалков успешно работал для театра. Долго не сходила со сцены пьеса «Красный галстук», пьесы-сказки вызывали живой интерес театральной публики. Широко известны  его драматические пьесы «Зайка-зазнайка», «Сомбреро», «Том Кенти».

Не забывал Сергей Михалков и взрослых. Для них он писал басни, киносценарии. В 1962 году Михалков организовал Всесоюзный сатирический киножурнал «Фитиль». Книгу педагогических раздумий «Всё начинается с детства» (1965 г.) читали по радио и с телеэкрана, она выдержала шесть изданий, переведена на многие языки. В своей книге Михалков размышляет о воспитании в семье и в школе, формирует свои педагогические идеи.

Несколько сказок Сергея Михалкова, написанных в прозе, перешагнули страницы книги, обретя вторую жизнь на сцене театра. Такова судьба сказки «Праздник непослушания». В этой сказке С. Михалков осуществил свою мечту – сказка стала понятной и интересной «лучшей части человечества – детям всего мира». Праздник самостоятельной жизни детей в волшебном городе, свободном от родителей, написан автором весело и увлекательно. Множество ярких коллизий, написанных с безудержной фантазией, убеждают читателей в конечном итоге, что «Мамы! Папы! Нам без вас –

Всё равно, что вам без нас!»

Немало сделал Михалков и как переводчик. Великолепный мастер стиха, он сумел донести до русских ребят неповторимые краски, национальный аромат поэзии польского классика Юлиана Тувима и замечательного болгарского поэта Асена Босева. Переводил он и Льва Квитко. Сохраняя дух подлинника, Михалков сумел сделать эти стихи самостоятельными художественными созданиями. Любопытный факт: пересказанная Михалковым ещё в 30-х годах английская  народная сказка «Три поросенка» получила небывалую популярность в нашей стране, во многих других странах и в 1968 году вышла в английском переводе в Эдинбурге, уже как сказка С. Михалкова.

Творчество С.Михалкова для детей давно преодолело государственные границы. Оно широко известно в мире. По многим материкам и странам совершил путешествие неутомимый «Дядя Степа». Только на английском языке имеются три разных перевода этой знаменитой поэмы. Штутгартское издательство «Тинеманн» выпустило сборник басен С. Михалкова в прозе. А вышедшая ранее повесть-сказка «Праздник непослушания» вызвала целую дискуссию в немецкой прессе между сторонниками «свободного» и «авторитарного» воспитания.

К поэзии Михалкова обращались многие известные композиторы – Д. Шостакович,  И.  Дунаевский,  М.  Блантер,  А.  Хачатурян,   Н.  Богословский,

А. Петров, В. Шаинский и многие другие.

За выдающиеся достижения в детской литературе С. Михалков удостоен многих отечественных и иностранных наград: орденов, премий. Он лауреат высшей государственной премии СССР по литературе – Ленинской премии. Ему присвоено высшее почетное звание – герой Социалистического труда. Михалков является действительным членом Российской Академии образования.

В течение многих лет Сергей Михалков был бессменным  председателем жюри Международного Московского фестиваля детских и юношеских фильмов. С.Михалков был почетным председателем конкурса-фестиваля детского и юношеского литературно-художественного творчества «Дети и книги» в г. Геленджике.

Талант и доброта! Когда они вместе, чудесный этот сплав и есть Сергей Михалков!

Понравилась информация? Поделитесь ссылкой на данную страницу с своими друзьями, нажмите на одну из кнопок социальных сетей: