На заре тревожной юности. 20 – 30-е годы XX века

В те далёкие годы организация комсомоль­ской коммуны было исключительным явлени­ем. Нелёгкими были будни первых комсомольцев. Вокруг промыслов действовали банды Чичибабы, Фо­мича, Гриценко, Захарченко. Вокруг станицы Апшеронской, в горных ущельях скрывались группы белогвардейцев, банды «зелёных»[1], сформированные из местных кулаков и промышленников. Они были против Советской власти и всячески мешали строительству новой жизни. Комсомольцы в борьбе с бандами были на передо­вых позициях. Все они не только работали на промыслах, но были активными ЧОНовцами.[2] На работу (на буровые или в мастерские) коммунарам приходилось ходить с винтовками, так как в любую мину­ту можно было ждать наскоков бандитов, а в ночное время нередко приходилось идти на дежурство или в «секрет». Жили в борь­бе и тревоге. В ЧОНе служили и девушки. Особенно активными были Пелагея Кривушина, Прасковья Герасимова и Мария Попандопуло. Они были сёстрами-милосердия, в бою всегда были в первых рядах. Отряд ЧОНовцев вплоть до 1924 года громил банды в горах и лесах, под станицами Хадыженской, Нефтяной, Самурской, Ширванской, Безводной.

Как правило, во время комсомольских собраний выставлялись часовые на случай нападения бандитов. На собраниях обсуждались актуальные, злободневные вопросы. Вот пример некоторых тем: «Об участии молодёжи в отрядах ЧОН», «О новом быте молодёжи», «Значение смычки города и деревни», «О воскресниках» и др. После собрания комсомольцы устраивали диспуты, вечера вопросов и ответов, вечера отдыха молодёжи. Неявка на собрание было ЧП в организации.

Нельзя не подчеркнуть и того, что комму­на в те годы сыграла большую и важную роль в воспитании всей молодёжи нефтяных промыс­лов. Комсомольцы были всегда там, где труднее, где нужны были их помощь, их задор и смелость. Они участвовали в борьбе с пожаром, который случился на буровой установке возле ст. Нефтяной, подводили узкоколейную железную дорогу к лесоразработкам, выезжали с агитконцертами в станицы, трудились на уборке сельскохозяйственных культур, работали с большим энтузиазмом везде, куда их посылала партия.

Разнообразна была работа комсомольских ячеек. Многих ребят, потерявших в годы Гражданской войны своих близких, комсомольцы организовали в коммуны. Примером может служить комсомольская Коммуна «Победа» в посёлке Нефтегорск. В ней могли жить только те, кого направляло комсомольское бюро ячейки.

В то время молодые люди «болели» за судьбу своей Родины. Большой и малой. Вот что писал Секретарь Апшеронского РК ВЛКСМ Л. Язенок: «…Благодаря стараниям колхозников табаки хорошо при­нялись (ожидался хороший урожай). Но в один из дней затянувшей­ся весны была получена тревожная телеграмма о том, что ночью ожидаются заморозки. Коммунистам и комсомольцам надо было срочно поднять население на спасение табака. В это время молодёжь веселилась в клубах. Времени для собраний и совещаний не было. Прямо в клубах было объявлено о тревожном положении. Комсомольцы, а с ними и молодёжь начали обходить дворы, с призывом к населению выйти на работу по спасению табака. С вечера до рассвета молодёжь и население, спасая табак, жгли солому, бурьян, хворост. Низкий дым стлался по бокам, косогорам, накрывая бархатистый зелёный табак. А утром все увидели на необъятных плантациях распустившиеся свежие густые кустики табака. Труд не пропал даром. Сотни гектаров этой ценной культуры были спасены. Это была победа человека над стихией природы…».

В 1925 году в Апшеронский лесозаготовительный участок по комсомольским путёвкам прибыло 250 комсомольцев во главе с Иваном Марковичем Чабой на заготовку шпал и стоек для шахт и рудников (посёлок Шпалорез, ныне – Отдалённый). Название посёлка пошло как раз с тех самых пор, когда комсомольцы здесь заготавливали шпалы. Кроме того, комсомольцы производили мебельные заготовки, ложболванки (болванки для ружей), обозные изделия, заготовки для спиц артельных лафетов, ступицы.

Одной из важных работ комсомольских ячеек была культурно-массовая работа. Голодные, плохо одетые комсомольцы создавали при ячейках драматические, хоровые кружки. Особенно любили театральные игры. Но не всегда можно было найти нужную пьесу. Комсомолец Шепелев вспоминал, что им приходилось самим писать пьесу о борьбе с белогвардейцами, о комсомольцах-ЧОНовцах, а рецензентом пьес был командир Апшеронского отряда ЧОН, первый председатель Апшеронского ревкома[3] Семён Теньгаев.

Важнейшей обязанностью каждого комсомольца было изучение политграмоты. Учились сами, учили других. Создавали тройки из грамотной молодёжи для того, чтобы учить неграмотных жителей станиц, хуторов. Писали письма, заявления. Обучать людей грамоте было для молодых учителей-комсомольцев почётной обязанностью. Работать приходилось много, школы организовывали в казачьих хатах. Книги, тетради добывали с большим трудом. Помогали учителя местных школ. На свою небольшую зарплату они покупали наглядные пособия, химикаты для проведения опытов. А вечерами проводили беседы с жителями хуторов на различные темы. Рассказывали о Советской власти, её задачах. Для улучшения воспитательной работы по решению комсомольских ячеек были созданы «Красные уголки»[4].

Большую работу проводили комсомольцы и по организации в районе колхозов, по ликвидации кулачества. Время было сложное. Противники установления Советской власти грозили комсомольцам и коммунистам расправой. Но это не останавливало молодых активистов. На первом колхозном севе в 1930 году комсомольцы провели большую политико-массовую работу: выпускали газеты, устраивали беседы с крестьянами, общественные читки. Комсомольцы помогали бригадирам организовывать работы по посадке табака. Своих специалистов-табаководов ещё не было, и колхозы вынуждены были нанимать на работу специалистов из бывших плантаторов-греков.[5]

На эту работу были направлены комсомольские активисты: Вера Гвоздёва, Ольга Ковжун, Лукерья Острикова, Мария Земцова. Они стали отличными табаководами. Многое сделали комсомольцы 30-х для страны. О некоторых из них нам известно. Мария Зенцова долгое время была на комсомольской работе, в последние годы была председателем Хадыженского Горисполкома[6]. Иосиф Глачов стал военнослужащим (полковник в отставке), писал о фронтовой жизни. Алексей Зозуля был преподавателем философии МГУ, кандидат философских наук. Георгий Ревазов занимал пост заместителя председателя Совета Министров Осетинской АССР. Известно также, что в 30-е годы видным комсомольским работником была Феодосия Аваковна Чибчибегьянс. Она не раз избиралась делегатом многих конференций, в т. ч. IX Краснодарской краевой конференции ВЛКСМ. А ещё ранее делегатом на съезд ВЛКСМ избирался мастер конторы бурения Владимир Иванович Гусляков (посёлок Нефтегорск).

С каждым годом росло число комсомольцев, активнее становилась их работа. В годы коллективизации они вели пропаганду среди крестьян, разъясняли преимущества коллективного труда.



[1] Банды «зелёных». Множество мелких и крупных банд по всей стране, связанных с местным населением, но не пользующихся его активной поддержкой. Обобщённое название нерегулярных, преимущественно крестьянских и казачьих вооружённых формирований, противостоящих иностранным интервентам, большевикам и белогвардейцам в годы Гражданской войны в России. В более широком смысле, «зелёные» — определение для «третьей силы» в Гражданской войне. Всё восточное побережье Чёрного моря весной 1921 года частично контролировалось «зелёными».

 

[2] ЧОН Части Особого Назначения (ЧОН, части ОН) — «коммунистические дружины», «военно-партийные отряды», создававшиеся при заводских партийных ячейках, районных, городских, уездных и губернских комитетах партии для оказания помощи органам Советской власти по борьбе с контрреволюцией, несения караульной службы у особо важных объектов и др. Изначально ЧОН формировались из членов и кандидатов в члены партии, с августа 1919 года — из лучших комсомольцев и беспартийных.

 

[3] Ревком – революционные комитеты – временные властные органы, создаваемые большевиками и наделённые чрезвычайными полномочиями, действовавшие во время Гражданской войны в России. Сосредоточивали всю полноту гражданской и военной власти. В организации и деятельности их был использован опыт военно-революционных комитетов периода Октябрьской революции 1917 года.

[4] Красный уголок (также «Очаг культуры») — помещение, часть помещения или специальная конструкция (стенд) в каком-либо предприятии или учреждении, отведённые под нужды агитации и политического просвещения. Красные уголки возникли в начале 20-х годов и первоначально были местом, где велись занятия по ликвидации неграмотности, проводились коллективные чтения газет, беседы. Были первичными центрами агитационной работы.

[5] В Апшеронский район греки попали в 1890 году из Турции, сбежав оттуда после начавшихся в 1890 году погромов. Из сельскохозяйственных культур, в первую очередь, занялись табаководством, к которому привыкли на бывшей родине.

[6] Горисполком – городской исполнительный комитет — орган исполнительной власти в России и СССР, существовавший в XX веке.