ЭТОТ ОТКРЫТЫЙ ЗАКРЫТЫЙ МИР: веб-сервисы для библиотекарей методическая консультация

image001

Уважаемые коллеги! 

Предлагаем вам обзор доступных веб-сервисов для использования в повседневной профессиональной деятельности специалистами библиотек.

 

Веб 2.0 сервисы: что это, для чего и как с этим работать?

Многим библиотекарям кажется, что библиотечные блоги ведут хорошо разбирающиеся в информационных технологиях люди. Да, бывает и так, но большинство блогеров — совершенно обычные библиотечные работники. Новые технологии осваивают в процессе ведения блога, часто — самостоятельно. Итак, сначала немного теории.

Веб 2.0 сервисы (социальные сетевые сервисы) – программы, веб-приложения, которые позволяют пользователям активно общаться и совместно работать в сети Интернет (обмениваться информацией, создавать собственные и совместные информационные продукты, делиться медиасодержимым и т.п.). Обладают они образовательным потенциалом и могут стать эффек­тивным инструментом библиотекаря по продвижению чтения и формированию информационной грамотности. К достоинствам со­циальных сетевых сервисов относится легкость в использовании.

 

Для чего и для кого нужна библиотека 2.0?

Признаки библиотеки 2.0 — безбарьерный доступ к информации и услугам, глубокая и эффективная обратная связь, контент, создаваемый совместными усилиями библиотекаря и пользователя. Даже традиционные услуги можно отнести к сервисам 2.0, если они отвечают этим критериям.

«Чтобы увеличить привлекательность и ценность библиотеки для читателя, необходимо внедрение персонализированных услуг. Модель библиотеки 2.0 предполагает применение знаний пользователей для поддержки, пополнения и улучшения библиотечных сервисов. Комментарии, теги, рейтинги, обзоры являются пользовательским контентом. В итоге это создаёт более информативный (информационно насыщенный) продукт для последующих пользователей….

Ключевые слова, описывающие то, что сейчас происходит в библиотечном мире: расширение пространства, смена функциональной модели и перезагрузка профессионального самосознания – это и есть библиотека 2.0.

Самое главное, что следует иметь в виду, — Библиотека 2.0 состоится лишь в случае высочайшего качества информационного наполнения веб-пространства, созданного библиотекой и библиотекарем. Пользователь неангажированный, то есть не приведённый насильно с классом, не связанный рамками школьных или институтских заданий, просто так, по своей воле заглянет на сайт или другие сервисы библиотеки только в том случае, если его привлечет качество или эксклюзивность представленного на таком ресурсе материала. И вот здесь начинается зона сплошных вопросов: избавляется ли новая модель от барьеров традиционной библиотеки, не обзаводится ли собственными препонами? Почему большинство библиотечных сайтов похожи на «тоску объявлений»? Вероятно, потому, что они только и делают, что объявляют о себе любимых: провели, прошло, состоялось… А как вы провели, чем ваше «провели» отличается от других, насколько оно интересно тем для кого провели, что думают по этому поводу те, для кого это мероприятие провели? Как они участвовали в ваших мероприятиях? Что они предложили для библиотеки и её читателей? …» (А. В. Пурник, главный специалист центра «Библиотека. Чтение. Интернет» Российской государственной библиотеки для молодежи)

Мнение специалиста четко объясняет, что нужно для библиотеки 2.0, но это не означает замену всех уже применяемых, традиционных для нас технологий. Скорее, такая работа предполагает дополнительный функционал.

Все заинтересованные участники могут оставлять свои комментарии и вести обсуждение. Система ссылок, тэгов позволяет проследить связи между текстами.

Во-вторых, для совместного ведения исследовательских проектов, составления эн­циклопедий, создания виртуальных экскурсий (например, краеведческих, экологических). Предположим, учитель биологии и библиотекарь принимают решение о совместном проекте: под их патронажем учащиеся создают электронное пособие по редким и исчезающим видам животных и растений определённой местности. Книга о животных пишется одними учениками, книга о растениях – другими, книга об охраняемых территориях – третьими.

В-третьих, для создания творческих работ – сказок, стихотворений, эссе. Можно всей школой сочинять, например, школьную сказку. В этом случае в создании творческой работы могут принимать участие школьники с ограниченными возможностями, находящиеся на инди­видуальном обучении.

В-четвёртых, развиваются межпредметные связи. Независимо друг от друга над напи­санием статьи/реферата по какой-либо теме могут работать несколько участников, представляю­щих разные области знаний.

В-пятых, можно работать вместе, «географически» находясь в разных местах.

Почему веб-пространство привлекает детей и взрослых?

Ведение исследований теперь не привязано к определённому времени и месту. При ис­пользовании блогов или вики этот процесс становится более прозрачным, доступным, интерак­тивным. Исследовательский процесс перемещается в онлайн. Ученики могут в любое время обратиться за консультацией и попросить поддержку взрослого.

Библиотекари и ученики предпочитают работать с вики. В этом случае можно трудиться «всем миром» при построении проектов, при разработке новых форм деятельности. Вики легко редактировать и обновлять. Они содержат медиаресурсы во всех форматах, включая видео- и другие изображения. Вики хранят ссылки. Вики позволяют вести разговор между учителями, библиотекарями, коллегами и наставниками, а также вмешиваться, когда назревает конфликт, когда кризис неизбежен или, когда требуются квалифицированные комментарии. При этом библиотекарь может быть проводником для учащихся в поиске, оценке и организации инфор­мации, даже если они фактически не обратились к нему за помощью.

По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными…) или общественными (открытыми). По содержанию – тематическими или общими.

Сегодня библиотеки являются не только местом для получения материала. Это место, где делают, создают, производят материалы. По образному сравнению, найденному в «вебдванольной» среде, библиотека – это не продуктовый магазин, где выбирают из того, что есть в ассортименте. Это скорее библиотечная «кухня», куда приходят для того, чтобы приготовить нечто особенное, изысканное для себя и для других, используя специальный инструментарий.

Почему именно библиотекарь?

Библиотекари всегда вовлечены в обучение, они тесно взаимодействуют и с педагогами, и со школьниками. С широкими знаниями школьной программы, знаниями педагогического стиля учителей и стилей обучения учащихся, библиотекарь имеет особые возможности для оказания помощи и тем, и другим.

Полей для профессиональной реализации много. В то время как школьный учитель фо­кусируется на содержании предмета, библиотекарь может сосредоточиться на обучении:

  • чтению и письму для выражения своих мыслей,
  • поиску информации,
  • обмену и оценке ресурсов,
  • этическому использованию материалов.

 

Социальные сервисы Веб 2.0

Блог (см. http://letopisi.ru/index.php/Блог) веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения и мультимедиа. Являясь современным инструментом для создания обучающей среды, который позволяет держать участников в курсе последних событий, организовывать дискуссии и обсуждения, продвигать идеи и информацию, организовывать совместные проекты, обмениваться информацией, проводить консультации, изучать потребности читателей, получать обратную связь.

Блогер — человек, ведущий блог, автор сообщений (постов).

Блогосфера — единое информационное пространство, формируемое блогами. Термин этот сложился благодаря тому, что блоги в Сети взаимосвязаны друг с другом, переплетены посредством комментариев, ссылок, объединены общим контентом.

Методика использования: технически создать блог очень легко, для этого нужно воспользоваться специальными сервисами, например, Blogger, WordPress, Живой журнал и др. А вот наполнение блога зависит от поставленных целей и задач, а также от выдумки библиотекаря. Сегодня существует огромное количество блогов библиотекарей, хотя далеко не все они адресованы именно читателям. Между тем формы работы по поощрению чтения с использованием блогосервисов могут быть разнообразны – рекомендации литературы, обзоры, буктрейлеры, конкурсы, отзывы сверстников о прочитанной литературе, виртуальные экскурсии, литературные проекты, электронные дискуссии и многое другое.

Это просто, быстро и бесплатно. Наиболее распространённые платформы для создания блога:

• Живой Журнал – http://www.livejournal.com/

• Блоггер от Гугл – https://www.btogger.com/start

• WordPress – http://ru.wordpress.com/

Вариантами библиотечных блогов могут быть:

Блог – платформа поощрения чтения открывает широчайшие возможности по дистанционному приобщению юношества к чтению и работе с информацией. Библиотекарь может создавать проекты, организовать литературный дискуссионный клуб; создать литературный форум, где читатели будут делиться впечатлениями о прочитанных книгах; создать совместный ресурс (информационную копилку) куда читатели добавляют аннотированные ссылки на интересные ресурсы. Наконец, это может быть просто регулярная новостная лента, продвигающая интересные книги с играми, загадками, веселыми стихами.

Официальный блог библиотеки – предлагает оперативную информацию, интересные и полезные ресурсы, новости биб­лиотеки. В отличие от обычной ленты новостей на сайте, блог позволяет использовать более неформальную манеру общения, а также привлекать читателей к созданию ком­ментариев, получая, таким образом, обратную связь.

Тематический блог библиотеки предназначен для опре­деленной аудитории (учащиеся конкретного возраста, учи­теля-предметники, коллеги-библиотекари). Главная цель такого блога – предоставить информацию для конкретного круга читателей или по определенной теме. Например, это может быть пополняющийся обзор новых поступлений по литературе для подготовки к ЕГЭ или ряд интересных ан­нотированных ссылок по внеклассному чтению для уча­щихся.

Блог – образовательная платформа, которая используется библиотекарем как удаленный класс в процессе проведения библиотечных уроков и других мероприятий, проектов.

Эффективность. Оценить эффективность библиотечного блога поможет статистика: количество посещений, количество и качество комментариев, количество участников проекта и т.п., а также сте­пень реализации поставленных задач.

Примеры:

Библиоград [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pinyaskinatagmailcom.blogspot.ru/ . – Дата обращения: 15.05.2018 г.

Блог создан для библиотекарей и учителей. Он рассказывает о жизни библиотеки, школы, о других библиотеках страны и мира. Много полезной информации о книгах, чтении, блогах друзей, а также обо всем интересном, что происходит вокруг! Освещены литературные, памятные, исторические даты. Здесь Вы найдете советы, подсказки, рекомендации по различным темам.

 

Wiki и Википедия

Термин «вики» (wiki) происходит от гавайского слова, означающего «быстро». Вики – это сайт с коллекцией взаимосвязанных между собой записей. Структуру и содержимое вики формируют и изменяют сами пользователи. Вики характеризуется следующими признаками:

• возможность многократно и легко править текст;

• особый язык разметки (вики-разметка), которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки, форматировать;

• учёт изменений (версий) страниц: возможность сравнения ранних редакций и при необходимости – их восстановления;

• появление изменений сразу после их внесения;

• множество авторов: вики могут править все посетители сайта.

Взаимодействие между людьми устанавливается через взаимосвязь между статьями, помещёнными в вики. А взаимосвязь между статьями устанавливается автоматически в соответствии с главным правилом вики: название статьи является потенциальной ссылкой на эту статью в тексте других статей внутри вики.

Крупнейший и известнейший вики-сайт – Википедия. Это свободная энциклопедия, создаваемая совместными усилиями добровольцев. Википедия постоянно пополняется информацией и позволяет любому желающему воспользоваться её содержанием. Сегодня это один из самых «спрашиваемых» справочных ресурсов. В таблице дан краткий сравнительный анализ веб-сайта и вики.

Веб-сайт

  Вики
Наполнением занимается один человек Наполнением занимается сообщество
Дизайн имеет значение Дизайн не имеет значения
Требуется знание тегов HTML Требуется знание простых wiki-тегов
Обновление через FTP-протокол Обновление через веб-протокол
Расширению сайта предшествует создание новых страниц Ссылки на новые страницы предшествуют созданию новых страниц
При обновлении сайта прежняя информация стирается Все страницы сайта остаются в базе данных

 

Социальные закладки 

Закладка – это сохранённая тем или иным способом ссылка на информацию, в данном случае в Интернете.

Бродя по Интернету, вы перемещаетесь от ресурса к ресурсу: текст, аудио, видеоресурс. Находите что-то интересное и важное для вас в Сети. И знаете, что захотите вернуться туда вновь. Как запомнить адрес этой странички или файла? Вариантов несколько: можно записать на листе бумаги, можно внести в меню «Избранное» в браузере. А можно воспользоваться сервисами социальных закладок. Что это такое? Самое простое определение:

социальные закладки - это сервисы, позволяющие пользователям хранить, организовывать закладки, обмениваться ими и искать закладки на веб-страницах Интернета. Они помогают организовать весь материал, который вы нашли в Интернете, и позволяют поделиться с другими этими сокровищами.

Такие закладки хранятся в Интернете и доступны для просмотра не только вам, но и другим людям – именно поэтому такие закладки называются социальными.

Для работы с социальными закладками существуют специальные сервисы. В таком случае информация хранится на специальном сайте в Сети, что позволяет вам получить доступ к этой закладке в любое время и с любого компьютера.

Как воспользоваться такими сервисами? Очень просто. Вы регистрируетесь на одном (или нескольких – если хотите) сайтах социальных закладок (список см. ниже). И теперь, найдя в сети то, что вас заинтересовало, фиксируете этот ресурс на сайте социальных закладок. Для этого нажимаете кнопку-ссылку «добавить закладку». Далее заполняете специальную форму: вводите адрес – саму ссылку, имя – название сайта, метки (теги) и описание ресурса.

Метки (теги) – это ключевые слова, наиболее точно отражающие содержание страницы. Ими вы помечаете ту или иную закладку. Теги очень удобны и воспринимаются вполне естественно, поскольку мы привыкли для поиска необходимой информации использовать ключевые слова. Если не хотите, чтобы кто-то увидел вашу закладку, поставьте галочку напротив пункта «скрыть закладку». Система хранения закладок изначально предполагает взаимодействие пользователей.

Вы можете вести поиск интересующих ссылок не только внутри своих личных закладок, но и внутри всего массива закладок, который разместили на сервере все пользователи. Система позволяет обнаруживать интересную информацию в совершенно неожиданных местах, пользоваться опытом людей, которые искали сходные объекты.

Сервисы для хранения закладок появились достаточно давно. Дата рождения первого по-настоящему популярного такого проекта, del.icio.us, – 2003 год. Сегодня в Интернете существуют сотни подобных сайтов, в Рунете их тоже немало. Наиболее известный русскоязычный социальный сервис для хранения социальных закладок – сайт «БобрДобр», http://www.bobrdobr.ru.

А вот далеко не полный список русскоязычных социальных закладок:

-                   http://memori.ru/;

-                    http://moemesto.ru/;

-                    http://zakladok.net/;

-                    http://www.lOOzakladok:ru/;

-                   http://www.mister-wong.ru/;

-                    http://myscoop.ru/;

-                   http://www.web-zakladka.ru/;

Социальные закладки можно использовать на странице вашей библиотеки:

• для продвижения чтения – вы отмечаете закладками сайты писателей, блоги, онлайн- сообщества/онлайн-группы любителей книг;

• при организации рекомендательной библиографии – как ссылки на источники информации;

• как вспомогательный инструмент для совместного/индивидуального поиска информации – при ведении проектов, исследований;

• для организации учебного и профессионального обмена данными.

Кроме вышеназванных стоит сказать о сервисах для создания электронных публикаций, позволяю­щих создать книгу, журнал, газету или комикс. Они могут эффективно использоваться библиотекарями как для поощрения чтения, так и в процессе проведения библиотечных уроков.

С помощью сервисов для создания презентаций можно делать книжные выставки, экскурсии, консультации, советы и многое другое.

Социальные медиасервисы для хранения и обмена фото- и видеосодержимым можно использовать для организации конкур­сов иллюстраций к любимым книгам и буктрейлеров, т. к. они дают возможность зрителям голосовать, а организаторам – подсчиты­вать голоса и оценки.

Отличное средство для обратной связи, для проверки знаний и умений, для привлечения к чтению – опросы, тесты, викторины – также можно создавать с помощью специальных сервисов, которые легко встраиваются в сайт или блог.

Неоценимую помощь в формировании критического мышления окажут сервисы для создания ментальных карт, кластерных диаг­рамм, схем с простыми и сложными связями, позволяющими струк­турировать информацию, которые библиотекарь может использо­вать при проведении библиотечных уроков и при работе по приоб­щению к литературе.

Географические сервисы позволяют работать с картами мира и отдельных стран, регионов, городов и совместно размещать на них информацию, отмечать места, создавать комментарии. Их использо­вание позволит создавать виртуальные экскурсии. Вариантом ис­пользования географических сервисов может стать создание читателями литературной карты региона под руководством библиотекаря.

Список сервисов для использования предлагается в приложении.

Примеры:

Цифровые путешествия и виртуальные экскурсии [Видеозапись] / Библиоклуб: университетская библиотека онлайн [канал пользователя YouTube]:  М.: 17.05.2018 г. – 1 час 1 мин. 51 сек. – цв. – Дата обращения: 24.05.2018 г.

Prezi. Создание интерактивных мультимедийных презентаций : руководство пользователя [электронный ресурс]  / МБУК «Центр. гор. б-ка», ОПЭИиС; сост. Кузнецова И. П.; отв. за выпуск Н. П. Якимова. – Нижний Тагил, 2015. – 13 с. – Режим доступа: http://tagillib.ru/upload/fotprofessional/prezi.pdf . – Дата обращения: 24.05.2018 г.

 

Приложение 1

Список социальных сетевых сервисов

Конструкторы сайтов

Weebly – http://www.weebly.com/

Wix – http://ru.wix.com/

Google sites – https://www.google.com/work/apps/business/products/sites/

 

Вики

PbWorks – http://pbworks.com/academic.wiki

Zoho – https://www.zoho.com/wiki/wiki-education.html

 

Средства для создания электронных публикаций

Calameo – http://ru.calameo.com/

Issu – http://issuu.com/

Glogster – http://edu.glogster.com/

Wikiwall – http://wikiwall.ru/

TrendClub – http://trendclub.ru/

 

Средства для создания онлайн-презентаций

Prezi – https://prezi.com/; http://prezi-narusskom.ru/

Slideshare – http://www.slideshare.net/

Google презентации – https://www.google.ru/intl/ru/slides/about/

 

Социальные медиасервисы (фото- и видеохостинги)

Youtube – https://www.youtube.com/

 

Средства для создания подкастов

PodFM – http://podfm.ru/ (русскоязычный)

 

Средства для ведения блогов

Postach.io

Livejournal (LJ, Живой Журнал, ЖЖ)

Diary.ru (Дайри)

Blogger.com (Блоггер)

 

Список источников по теме:

  1. Библиотечные блоги: практическое применение: методическое пособие [Электронный ресурс] / Нац. б-ка рес. Бурятия; Отдел методического обеспечения муниципальных б-к; отв. ред. Ж. Б. Ильина, отв. за вып. Р. И. Хамагонова, сост. О. А. Кожевникова. – Улан-Удэ, 2014. – 28 с. – Режим доступа: http://libsmr.ru/lib2/upload/museum/%D0%9E%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%AD%D0%9A%D0%9D%D0%94/2330.pdf . – Дата обращения: 01.08.2018 г.
  2. Ефимова К. Блог как инструмент библиотечного маркетинга: зачем и как использовать блоги для продвижения библиотечных сервисов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uraledu.ru/node/26597
  3. Информационные технологии в библиотеках: дайджест-конспект [Электронный ресурс] / Новосиб. гос. обл. науч. б-ка; сост. И. М. Хвостенко; ред. Н. П. Носова; отв. за вып. В. Г. Деев. – Новосибирск: НГОНБ, 2015. – 90 с. – Режим доступа: http://www.ngonb.ru/docs/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B/%D0%94%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82.pdf . – Дата обращения: 01.08.2018 г.
  4. Микийчук, М. Если дети попали в сети [Электронный ресурс] / М. Макайчук // Библиотечное дело. – 2011. – №6. – С. 6. – Режим доступа: http://nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2011/bd06.pdf . – Дата обращения: 18.07.2018 г.
  5. Огнева, И. Из опыта отечественного блогостроительства: от библиофобии — к библиомании / И. Огнева // Библиотечное дело. – 2011. – №6. – С. 6. – Режим доступа: http://nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2011/bd06.pdf . – Дата обращения: 18.07.2018 г.
  6. Пурник, А. От библиотеки к Библиотеке 2.0*: новые методики построения системы [Электронный ресурс] / А. Пурник // Библиотечное дело. – 2011. – №6. – С. 6. – Режим доступа: http://nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2011/bd06.pdf . – Дата обращения: 18.07.2018 г.

 

подготовила ведущий библиотекарь

 инновационно-методического отдела М. Г. Пирог

тел.: 8 (86152) 2-88-14, эл. почта:  metod.mbar@mail.ru