И. Ильф, Петров «Золотой теленок»

image037

Ильф, И.А. Двенадцать стульев, Золотой телёнок; Рассказы  / И.А. Ильф, Е.П. Петров.- Москва: ЭКСМО, 1999. – 185 с.

Остап Бендер продолжает путешествовать по Советской России. Случайно встреченный им Шура Балаганов рассказывает Остапу, что в городе Черноморске будто бы живет жизнью обычного служащего настоящий подпольный миллионер. Бендер, в компании Балаганова, еще одного мошенника Паниковского и честного водителя Адама Козлевича немедленно отправляется туда. Он, конечно, не будет никого грабить и убивать – но употребит все свое искусство чтобы, наконец, получить свой миллион…

ФИЛЬМ

image038

Золотой телёнок [Кинороман] : по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» : 2 серии / [авт. сцен. и режиссер М. Швейцер; оператор С. Полуянов; худож. А. Фрейдин; муз.  Г. Фиртича]. – Москва : Мосфильм, 1968.

В ролях: С. Юрский, Л. Куравлев, З. Гердт, Е. Евстигнеев, Н. Боярский, П. Винник.

Решение режиссёра, поставившего ряд серьёзных проблемных картин, взяться за экранизацию сатирического романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок» было неожиданным. «О чём, о ком я ставлю фильм? – задавался вопросом Михаил Швейцер. И отвечал: – Да о себе, о своей жизни, вот в чем дело!.. О себе – каким бы я хотел или не хотел быть. Трагедия Бендера в том, что он не может найти применение своему великому таланту. В начале романа он сообщает Шуре Балаганову: «У меня с Советской властью возникли за последний год серьёзнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу. Мне скучно строить социализм». Но точно так же скучно оказывается ему и быть миллионером. И не прав ли Михаил Швейцер, который, пожертвовав некоторой долей веселья, создал фильм, не только оснащённый остроумием, но и проникнутый печалью? На худсовете рецензоры потребовали переснять финал, чтобы «подчеркнуть мотив морального краха Бендера и отчетливо прозвучала тема поражения героя в столкновении с большим советским миром». Режиссёр подчинился, но, видимо, намеренно переснял её плохо, нарочито «фальшиво».

Фильм «Золотой телёнок» вышел на экран в 1969 году и собрал около тридцати миллионов зрителей. Критика встретила шедевр Швейцера неоднозначно. Многие ждали весёлой лёгкой комедии, но, как справедливо замечает Т. Марченко, «Юрский не смеётся. Он играет не комедию, а трагикомедию. Он размышляет. Вы можете быть с ним не согласны. Однако оспорить у него право на эту позицию вам вряд ли удастся, даже именем авторов…».

 

Интересно, что:

- В начале фильма в эпизоде, где Остап Бендер дремлет в кинотеатре, демонстрируются кадры из советского немого фильма «Процесс о трёх миллионах».

- Под именем города Черноморска выведен родной город авторов романа «Золотой теленок» Одесса, где частично и велись съемки.

- В разговоре с Зосей Остап говорит: «Мне 33 года, возраст Иисуса Христа». Сергею Юрскому, исполняющему роль Остапа, на тот момент действительно было 33 года.

 

Экранизация произведений И. Ильфа и Е. Петрова

Российским и зарубежным кинематографом был снят 21 фильм по роману «Двенадцать стульев», 4 фильма по роману «Золотой теленок», а также сняты фильмы  «Цирк» (1936 г.), «Совершенно серьезно (1961 г.), «Ехали в трамвае Ильф и Петров (по мотивам рассказов) (1972 г.) и «Светлая личность (1988 г.).

10 экранизаций книги «12 стульев», о которых мы не знаем

  1. «12 стульев», Чехословакия – Польша, 1933г.
  2. «13 стульев», Германия, 1938 г.
  3. «Все дело в мешках!», США, 1945 г.
  4. «Семь черных бюстгальтеров», Швеция, 1954 г.
  5. «13 стульев», Бразилия, 1957 г.
  6. «Счастье лежит на улице», ФРГ, 1967 г.
  7. «12 стульев», Куба, 1962 г.
  8. «Один из 13-ти», 1969 г.
  9. «12 стульев», США, 1970. Г.
  10. «12 сидений», Иран, 2011 г.