Ильф, И.А. Двенадцать стульев, Золотой телёнок; Рассказы / И.А. Ильф, Е.П. Петров.- Москва: ЭКСМО, 1999. – 185 с.
Остап Бендер продолжает путешествовать по Советской России. Случайно встреченный им Шура Балаганов рассказывает Остапу, что в городе Черноморске будто бы живет жизнью обычного служащего настоящий подпольный миллионер. Бендер, в компании Балаганова, еще одного мошенника Паниковского и честного водителя Адама Козлевича немедленно отправляется туда. Он, конечно, не будет никого грабить и убивать – но употребит все свое искусство чтобы, наконец, получить свой миллион…
ФИЛЬМ
Золотой телёнок [Кинороман] : по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» : 2 серии / [авт. сцен. и режиссер М. Швейцер; оператор С. Полуянов; худож. А. Фрейдин; муз. Г. Фиртича]. – Москва : Мосфильм, 1968.
В ролях: С. Юрский, Л. Куравлев, З. Гердт, Е. Евстигнеев, Н. Боярский, П. Винник.
Решение режиссёра, поставившего ряд серьёзных проблемных картин, взяться за экранизацию сатирического романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок» было неожиданным. «О чём, о ком я ставлю фильм? – задавался вопросом Михаил Швейцер. И отвечал: – Да о себе, о своей жизни, вот в чем дело!.. О себе – каким бы я хотел или не хотел быть. Трагедия Бендера в том, что он не может найти применение своему великому таланту. В начале романа он сообщает Шуре Балаганову: «У меня с Советской властью возникли за последний год серьёзнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу. Мне скучно строить социализм». Но точно так же скучно оказывается ему и быть миллионером. И не прав ли Михаил Швейцер, который, пожертвовав некоторой долей веселья, создал фильм, не только оснащённый остроумием, но и проникнутый печалью? На худсовете рецензоры потребовали переснять финал, чтобы «подчеркнуть мотив морального краха Бендера и отчетливо прозвучала тема поражения героя в столкновении с большим советским миром». Режиссёр подчинился, но, видимо, намеренно переснял её плохо, нарочито «фальшиво».
Фильм «Золотой телёнок» вышел на экран в 1969 году и собрал около тридцати миллионов зрителей. Критика встретила шедевр Швейцера неоднозначно. Многие ждали весёлой лёгкой комедии, но, как справедливо замечает Т. Марченко, «Юрский не смеётся. Он играет не комедию, а трагикомедию. Он размышляет. Вы можете быть с ним не согласны. Однако оспорить у него право на эту позицию вам вряд ли удастся, даже именем авторов…».
Интересно, что:
- В начале фильма в эпизоде, где Остап Бендер дремлет в кинотеатре, демонстрируются кадры из советского немого фильма «Процесс о трёх миллионах».
- Под именем города Черноморска выведен родной город авторов романа «Золотой теленок» Одесса, где частично и велись съемки.
- В разговоре с Зосей Остап говорит: «Мне 33 года, возраст Иисуса Христа». Сергею Юрскому, исполняющему роль Остапа, на тот момент действительно было 33 года.
Экранизация произведений И. Ильфа и Е. Петрова
Российским и зарубежным кинематографом был снят 21 фильм по роману «Двенадцать стульев», 4 фильма по роману «Золотой теленок», а также сняты фильмы «Цирк» (1936 г.), «Совершенно серьезно (1961 г.), «Ехали в трамвае Ильф и Петров (по мотивам рассказов) (1972 г.) и «Светлая личность (1988 г.).
10 экранизаций книги «12 стульев», о которых мы не знаем
- «12 стульев», Чехословакия – Польша, 1933г.
- «13 стульев», Германия, 1938 г.
- «Все дело в мешках!», США, 1945 г.
- «Семь черных бюстгальтеров», Швеция, 1954 г.
- «13 стульев», Бразилия, 1957 г.
- «Счастье лежит на улице», ФРГ, 1967 г.
- «12 стульев», Куба, 1962 г.
- «Один из 13-ти», 1969 г.
- «12 стульев», США, 1970. Г.
- «12 сидений», Иран, 2011 г.
Понравилась информация? Поделитесь ссылкой на данную страницу с своими друзьями, нажмите на одну из кнопок социальных сетей: