Симонов, К. М. Живые и мертвые : роман : в 3-х кн. – Москва: Художественная литература, 1989 -1990 гг.
Роман К. М. Симонова «Живые и мертвые» – одно из самых известных произведений о Великой Отечественной войне. Константин Симонов – известный русский писатель, всю войну прослуживший военным корреспондентом, поэт, обессмертивший себя пронзительным стихотворением «Жди меня, и я вернусь…», романом «Живые и мертвые», который впоследствии был продолжен еще двумя романами «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето», разросшись в трилогию и став эпическим художественным повествованием о пути советского народа к победе в Великой Отечественной войне. Автор стремился соединить два плана – достоверную «летопись» основных событий войны, увиденных глазами главных героев и анализ этих событий с точки зрения современных автору понимания и оценки. Симонов не боялся писать о войне правду. Для его героев это проверка на честность, порядочность, мужество. Им удалось главное – оставаться людьми, не прекратить ценить чужую жизнь. Журналиста Ивана Синцова известие о вероломном нападении нацистской Германии застает во время южного отпуска. Как фронтовой корреспондент он становится свидетелем тяжелых событий первых месяцев войны – многочисленных отступлений 1941 года…
ФИЛЬМ
Живые и мёртвые [Кинофильм] : по роману Константина Симонова «Живые и мёртвые : 2 серии / [сцен. А. Столпер; режиссер А. Столпер; оператор Н. Олоновский; худож. С. Волков]. – Москва : Мосфильм, 1964.
В ролях: К. Лавров, А. Папанов, О. Ефремов, А. Глазырин, О. Табаков и др.
Фильм снят по опубликованной в 1959 году первой части одноименной трилогии известного советского писателя, поэта и драматурга Константина Симонова. В основу романа положен личный дневник писателя, который вышел отдельной книгой под названием «100 суток войны». Исполнителей главных ролей подбирал сам К. Симонов.
Лента «Живые и мертвые» стала третьей совместной работой Симонова и режиссера Александра Столпера. «Мы полагали, что в нашем фильме не должно быть одного главного, центрального образа», – писал о работе над «Живыми и мертвыми» Александр Столпер в своей статье «Как это было». – «Наш герой коллективный – народ, который сражался и побеждал. Поэтому мы очень тщательно отбирали актеров-исполнителей; даже небольшие роли мы поручали большим актерам и, что очень приятно, всегда находили в них единомышленников. Драматургия каждого эпизода в нашем фильме такова, что любой актер, по сути дела, ставится в положение главного героя – он ведет сцену».
В премьерный год картину посмотрели 41,5 миллионов человек. Лента занимает 80 место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
В 1964 году фильм «Живые и мертвые» был удостоен главного приза по разделу художественных фильмов и приза Министерства Обороны СССР на I Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде, «Диплома отличия» на «Фестивале фестивалей» в Акапулько, главной премии «Хрустальный глобус» на Международном кинофестивале в Карловых Варах.
Интересно, что:
- В фильме полностью отсутствует музыкальное сопровождение. Авторы, стремясь к хроникальной манере повествования, сознательно отказались от песен и мелодий, чтобы внимание зрителей было сосредоточено на звуках войны – треске выстрелов, грохоте взрывов, гуле орудийных залпов, шуме моторов самолетов, танков и автомобилей. Этот прием усиливает впечатление документальности показанных в картине событий.
- В сцене, когда Синцов едет в кузове грузовика с солдатами, участвует В. С. Высоцкий и произносит только одну реплику.
- Вторая сценка с В. С. Высоцким - при выходе из окружения встречает командира роты и за пулеметом Максим - Высоцкий.
Экранизация других произведений К. Симонова
- Во имя Родины (1942 г.)
- Парень из нашего города (фильм, 1942 г.)
- Жди меня (фильм) (1943 г.)
- Русский вопрос (фильм) (1948г.)
- Возмездие (фильм, 1967 г.)
- Четвёртый (фильм) (1972 г.)
- Двадцать дней без войны (1976 г.)
- Так и будет (фильм) (1979 г.)
Понравилась информация? Поделитесь ссылкой на данную страницу с своими друзьями, нажмите на одну из кнопок социальных сетей: