М. Шолохов «Тихий Дон»

image021

Шолохов, М.А. Тихий Дон  : роман : в 2 тт. Т.1 / М. А. Шолохов. – Москва : Эксмо, 2006.  - 703 с.

Шолохов, М. А. Тихий Дон : роман : в 2 т.Т.2 / М. А. Шолохов. – Москва : Эксмо, 2006.   - 768 с.

«Тихий Дон» – масштабное эпическое полотно, повествующее о донском казачестве в самый противоречивый, переломный период истории нашей страны – Первой мировой и Гражданской войны, когда, по словам самого Шолохова, «в смертной драке брат идет на брата, сын – на отца». Что же происходило в душах людей в это смутное время, как получилось, что самые родные, близкие люди вдруг стали по разные стороны баррикад и превратились в смертельных врагов? По глубине осмысления действительности, удивительной точности в описании характеров этому произведению, пожалуй, нет равных. Книга, о которой говорят и спорят по сей день. Сюжет повествует историю казачьей семьи Мелеховых на фоне первой мировой и Гражданской войны в 1910-1920-х годах. Драма главного героя фильма Григория Мелехова, его трагическая любовь к соседке Аксинье, которую он пронёс через лихое время.

ФИЛЬМ

image022

Тихий Дон [Кинофильм] : по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон» : 3 серии / [авт. сценария и режиссер С. Герасимов; оператор В. Рапопорт; худож. Б. Дуленков; муз. Ю. Левитина]. – Москва : Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького, 1926.

В ролях: П. Глебов, Э. Быст­рицкая, Д. Ильченко, Л. Филиппова, Я. Смирнов, JI. Хитяева, Я. Архан­гельская, 3. Кириенко, Б. Новиков, А. Карпов, Г Карякин, И. Дмитриев, Д. Капка, Я. Муравьев, М. Глузский и др.

 

У романа Шолохова «Тихий Дон» было 3 экранизации: 1-ю в 1931 году сняли Иван Правов, Ольга Преображенская и Михаил Правор, 2-ю – Сергей Герасимов в 1958 году, 3-ю – Сергей Бондарчук в 2006 году. Лучшей экранизацией считается работа Герасимова.

Сергей Герасимов долго вынашивал замысел фильма по роману Шолохова «Тихий Дон». Еще в 1939 году он подал заявку на эту экра­низацию, но кинематографическое руководство не поддержало идею. Потом началась война. Работа над сценарием длилась с мая 1955-го по сентябрь 1956 года. Перед Герасимовым стояла труднейшая задача: воплотить в фильме многотомную шолоховскую эпопею, передать в нескольких часах кинодействия судьбы десятков и сотен людей, события многих лет жиз­ни. Какой принцип экранизации избрать? Герасимов решил точно сле­довать роману, причем не только сохранить сюжет, характеры, драма­тизм событий, но и передать литературную форму романа.

Неизбежно, отказываясь от много в романе, Герасимов старался  сохранить линию Григория Мелехова. Сложный самобытный характер человека, раздираемого противоречиями, мечущегося по кровавым полям Гражданской войны в поисках своей правды, переходящего из одного стана в другой и, наконец осознающий свои трагические заблуждения, – образ труднейший для экранного воплощения. Многие актеры даже в свободное время находились в образе. Д. Ильченко ходил прихрамывая, опираясь на палку. Он стремился и в обычной жизни быть Пантелеем Мелеховым. Э. Быстрицкая и  З. Кириенко старались не пользоваться водопроводом. С коромыслом на плечах они сами ходили за водой.

Создавая киноэпопею, постановщик уделял исключительное внимание массовым сценам. Главной задачей массовки был коллективный портрет. Все это требовало достоверности, подлинности бытовых деталей. И здесь немало потрудились местные казаки и казачки Диченска. Местные жители участвовали в павильонных съемках свадьбы Гри­гория. Они подготовили праздничные наряды, подсказали, как по ста­ринному казачьему обычаю следует накрыть свадебный стол, помогли артистам освоить народный донской танец. В сцене участвовал само­деятельный казачий хор. Записанные в Диченске фольклорные песни пригодились композитору Ю. Левитину для создания музыки фильма.

Много просчетов «городского» характера подметили диченцы. На съемку кадров сенокоса исполнительницы явились в платочках, с ко­кетливо открытыми лицами. Казачки тотчас запротестовали. Они по­требовали, чтобы актрисы надвинули платки на лоб и подбородок.

Картина имела огромный успех на наших экранах и за рубежом. На Международном фестивале в Мехико фильм отметили дипломом «За эпическую, высокохудожественную форму выражения народной трагедии, за прекрасный артистический ансамбль и высокое качество цвета». В Карловых Варах «Тихий Дон» был удостоен Большой премии («Хрустальный глобус») за создание широкой панорамы жизни народа. В 1958 году фильм был удостоен  Дипломом  гильдии режиссеров США как лучшему иностранному фильму.  Фильм занимает по посещаемости 45-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. Фильм заслуженно считается одним из шедевров отечественного кинематографа, чья художественная ценность, глубокий драматизм и мастерство воплощения замысла его создателей принесли ему мировую славу и неослабевающую любовь вот уже нескольких поколений зрителей.

Интересно, что:

- Одним из предков исполнителя главной роли Петра Глебова является легендарный атаман Донского казачьего войска, герой Отечественной войны 1812 года Матвей Иванович Платов (1753–1818).

- Элине Быстрицкой для роли Аксиньи необходимо было заметно поправиться, что актрисе удавалось с трудом. Кроме того, ее изящные, «городские» руки мало походили на сильные, привычные к тяжелому крестьянскому труду руки ее героини. Поэтому Быстрицкая перед съемкой эпизодов с ее участием занималась стиркой белья вручную и ходила с коромыслом на Дон за водой.