Д. Фурманов «Чапаев»

«ЧАПАЕВ»

image0092

Фурманов, Д. А. Чапаев : роман / Д. А. Фурманов. -  Краснодар : Кн. изд-во, 1982. – 272 с. – (Школьная б-ка). – 272 с.

      Роман «Чапаев» (1923 г.) – одно из первых выдающихся произведений русской советской литературы. Писатель рисует героическую борьбу чапаевцев с Колчаком на Урале и в Поволжье, создает яркий образ прославленного комдива, храброго и беззаветно преданного делу революции.

ФИЛЬМ

 image008

Чапаев [Кинофильм] : по материалам Д. А. Фурманова и А.Н. Фурмановой: / [сцен. И режиссура братьев Васильевых; операторы А. Сигаев и А. Ксенофонтов; худож. И. Махлис; муз. Г. Попова]. – Ленинград : Ленфильм, 1934. 

В ролях: Б. Бабочкин, Б. Блинов, В. Мясникова, Л. Кмит, И. Певцов, С. Шкура Н. Симонов, Б. Чирков, К. Назаренко и др.

 

Вряд ли можно вспомнить другой пример такого бурного и единодушного, буквально всенародного успеха, какой встретил фильм братьев Васильевых у зрителей. За короткий срок «Чапаева» посмотрела вся страна. Именем начдива называли ударные бригады, передовые колхозы, пионерские отряды. Игра в чапаевцев на многие годы стала любимой игрой детворы. Фильм с триумфом прошел по экранам десятков стран, завоевал высокое признание на многих международных фестивалях.

Этот фильм получился благодаря многим чудесным вещам. И первое из них — сам герой – Василий Иванович Чапаев, поднятый революцией из низов, народный командир, чьи подвиги описал его друг и боевой комиссар Дмитрий Фурманов. Новую жизнь этой талантливой книге дали молодые режиссеры «Ленфильма» Георгий и Сергей Васильевы – оба участники Гражданской войны, начинавшие свой путь в кино с монтажеров.

Премьера фильма состоялась в кинотеатре «Титан» 5 ноября 1934 года. Чудо этой ленты обнаружилось буквально на первом же се­ансе. Очевидцы вспоминают, что когда фильм кончился, публика не вставала с мест. Люди были потрясены. Пришлось выйти директору кинотеатра и объявить: «Товарищи, все… Но среди нас находятся исполнители главных ролей товарищи Бабочкин, Кмит, Мясникова… Попросим их показаться…»

Когда актеры появились перед зрителями, началось невероятное. Весь зрительный зал встал, а в то время привычки вставать и приветствовать кого бы то ни было стоя вообще не знали – и разразился овациями.  Люди аплодировали и плакали. Слава «Чапаева» родилась немедленно и росла, как снежный ком. Газеты с каждым днем отдавали все больше и больше места на своих полосах громадному успеху фильма. Появляются восторженные отзывы писателей, ученых, военных и политических деятелей.

За рубежом фильм имел тоже огромный успех.  Корпорация американских кинокритиков назвала «Чапаева» в числе десяти лучших зарубежных фильмов 1935 года».

 

Интересно, что:

- Сталин менее чем за полтора года посмотрел фильм 38 раз. Мы знаем об этом благодаря свидетельству Бориса Шумяцкого, который руководил тогда советским кинематографом. Когда пропаганда активно продвигала фильм «Мы из Кронштадта», тоже достаточно известный, про других героев революции, Сталин сказал кулуарно, что этот фильм слабее «Чапаева». «Чапаев» же был размножен в огромном количестве копий. До конца 30-х годов его посмотрели от 45 до 60 миллионов человек.

-  Фильм был звуковой, но у многих кинотеатров тогда не было технической возможности показывать кино со звуком, и для них изготовили немую версию.

- Известно, что Сталин сам вносил правки в сценарий и в фильм, когда он уже вышел на экраны. Он настоял на том, чтобы в фильм ввели романтическую линию между Петькой и Анкой, мол, без этого фильм будет ходульный. И оказался прав! А в процессе просмотра Сталин и Ворошилов потребовали вырезать место, где Чапаев говорит, что сможет командовать вооруженными силами в мировом масштабе. Видимо углядели в этой фразе покушение на свои прерогативы. В итоговой версии Чапаев заявляет, что не может командовать мировыми силами, потому что не знает иностранных языков.

- На крупных планах фильма Борис Бабочкин скачет не на коне, а на табуретке.

- На роль Чапаева братья Васильевы хотели утвердить другого актёра, и на этот счёт существует несколько версий. Сам Бабочкин должен был сыграть Петьку, но актёр в мини-этюдах показал режиссёрам живого, чувствующего, настоящего Чапаева и убедил их в своём соответствии роли без внешнего сходства с Чапаевым.

- Николай Баталов – отказался от роли. Официальная версия — из-за большой занятости, неофициальная — ему надоело сниматься в фильмах на тему гражданской войны.

- Афиш к новому фильму не было, только рукописные объявления, так как съёмки фильма и его монтаж были закончены всего за две недели до премьеры и афиши просто не успели подготовить.