ЕРЫШЕВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ

Народный художник России, почетный гражданин города Оренбурга

Родился 15 июня 1936 года в городе Апшеронске Краснодарского края. Отец Николая Павловича работал в милиции, мать была домохозяйкой. Детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.

Отец ушел на фронт, фашисты выгнали маму, маленького мальчика и его сестренку из дома. Мама с теткой вырыли землянку в саду. Стены были глиняные, холодные, пахло сыростью. Ели подгнившие яблоки, которые выкапывали в саду из-под снега и листвы. Еще запомнились художнику обстрелы, грохот, вой, бомбежки. Во время бомбежек мама затаскивала детей под кровать и ложилась на них. В воспоминаниях остались вереницы пленных, которых гнали в лагеря, женщины выбегали кто с картошкой, кто с лепёшкой из лебеды – каждой хотелось отдать хоть что-то нашим пленным. Однажды ночью бомба упала прямо во двор. Дом перекорёжило, развалив печки, выбив окна и двери. Яблони вывернуло, они торчали корнями вверх. Во дворе зияла воронка, из неё вилось какое-то зелёное пламя.

Все переживания военного детства запечатлены в серии картин о войне. Война – это зло, она отразилась на жизни тех, кто воевал, кто был в тылу. Художник показывает в картинах боль, горе, которое принесла война, осознание своей судьбы.

Стать художником Николай Павлович мечтал с детства. Город Апшеронск  расположен между горами на двух речках, берега которых состоят из синей глины, применяемой для скульптур. Кругом сады: яблоневые, грушевые, вдоль улиц насажены сливы, на горах лес. Там дикие груши, ежевика, кизил. Весной в станице и в горах все цветет – красота! Осенью – обилие зрелых яблок, груш, слив. На протяжении всей жизни детские воспоминания служили вдохновением для творчества художника.

Первым учителем его стал сосед-художник, с которым познакомился в 1948 году. В 14 лет Николай Ерышев поступил в Краснодарское художественное училище, окончив которое поступил в Московский государственный художественный институт имени Сурикова (1956-1962 гг.). Здесь большое влияние на творческое становление оказала учеба у профессора А. А. Дейнеки. В 1962 году Н. Ерышев переезжает на жительство в город Оренбург.

Николай Павлович – участник крупнейших выставок в России и за рубежом. Произведения Н.Ерышева находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее, других музеях России, а также в собраниях других стран.

В 1996 году вышел художественный альбом Николая Ерышева “На своей земле”. В 2004 году, незадолго до смерти автора, была издана книга “Рисунки с натуры”, где он поделился своими мыслями и наблюдениями о времени, об искусстве, рассказал о своих творческих поездках, встречах со знаменитыми и просто интересными людьми, описал быт современной деревни. “Рисунки с натуры”, богато иллюстрированная рисунками книга, родившаяся в годы деревенского “затворничества” художника. Она уже стала библиографической редкостью. До последнего дня Николай Ерышев работал над новыми картинами, в которых нашли отражение его впечатления от жизни на природе в селе Петровское. Одновременно художник вел дневник, в котором остались его философские размышления о смысле жизни. Н. П. Ерышев был талантливым рассказчиком, превосходно владевшим искусством слова. Под конец жизни он написал две прекрасные автобиографические книги: “Рисунки с натуры” и “Белые гуси на белом снегу”, в которых в доступной и увлекательной форме поделился секретами мастерства художника, кулинарного искусства и просто интересными размышлениями о жизни.

Он рано узнал, и не по книгам, что такое голод, нужда и послевоенная разруха, — его детство прошло под знаком войны. Это повлияло на становление личности Ерышева: закалило дух, характер и волю, а в дальнейшем определило направленность его творчества, в котором преобладали строгий рисунок, тщательно выверенная композиция, сухая и жесткая цветовая гамма живописи, а главное — подчинение всех этих аспектов единой идее картины. Однако уже в раннем творчестве Николая Ерышева сквозь железную логику рисунка просматривается живая непосредственность удивления красоте мира. Это хорошо видно, например, в триптихе “Из моего детства”. Причем наиболее спонтанная и легкая из трех картин — “В лесу”. На поляне в изумрудной зелени лежит мальчик и, подложив под голову руки, смотрит в небо. Где-то позади пасется красная корова, а вокруг — огромные высокие деревья, трава и небо. Внутри картины как-то необычайно легко дышать и жить, в ней — та самая “невообразимая легкость бытия”, когда тебе просто хорошо, и всё! В левой части триптиха — “Развалины” — на поляне посреди разрушенных бомбежкой домов пасется белая коза. И вновь непосредственность и даже наивность, которых не так много в центральной композиции “С быком”. Здесь — рядом с огромным темным быком, держа над головой тонкую зеленую веточку, стоит обнаженный мальчик. В картине соблюдены все законы композиции. Точный рисунок и необычно тонкая по колориту живопись передают пластику хрупкой фигуры и массивную форму быка. Но вместе с тем есть немало искусственности. Скажем, для ребенка крайне неестественно стоять, как солдатик, держа корпус и ноги неукоснительно прямо, но при этом совершать движение руками и головой. А для животного — задними ногами двигаться вперед, а передними стоять на месте. Но случайно ли это, и если нет, то, что хотел сказать нам этим художник? Когда, рассматривая поднятую руку, видишь, что мальчик держит ветку за самый кончик и его пальцы почти сливаются с нею, образуя единое целое, как озарение, приходит мысль… Получается, что этот мальчик — сам, словно молодой нежный побег, растет прямо из земли: его руки — тонкие ветви, а стебелек с листиками — продолжение пальцев. Могучий темный бык — знак силы духа, большого предназначения, призвания, будущей судьбы и борьбы, в которой движение и покой взаимно дополняются, уравновешиваясь. И нежный побег станет c годами “могучим быком” — волевым, непреклонным и мощным, не потеряв сердце ребенка.

Для чего человек приходит в этот мир? В чем смысл его жизни? Может ли он изменить себя и изменить мир, в котором живет? Ответы на эти вопросы мы находим в творчестве народного художника России Николая Павловича Ерышева. Все, что он делал, и то, как он жил, заслуживает восхищения.

…Что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Можно подолгу рассматривать прекрасные картины Н.П.Ерышева. Они вызывают радость, восторг, утешение. Это красота его чувств, переживаний, постижимых умом и сердцем. Его красота нечто совершенное, гармоничное. Он передает нам свою любовь к красоте, учит замечать ее, делает нас чище, добрее, возвышенней.

Картина Н. Ерышева "На своей земле" (1966 год), отмечена первой премией на Всесоюзной выставке молодых художников в Москве в 1967 году.

Ерышев Н.П. Хлебное поле, 1979 Галерея Фото Православного Форума Апостола Андрея Первозванного.

Н.Ерышев. Село Андреевка

Библиография

  • Владимирова, Л. В их судьбе был Апшеронск /Л.В. Владимирова // Вестник Предгорья. – 1994. – 18 февр.(№20). – С.4
  • Долгополова О. Их имена звучат в России / О.Долгополова // Вестник Предгорья. – 2009. – 26 сент.(№2). – С.3
  • Ерышев, Н.П. Рисунки с натуры.- Оренбург: Издательство «Оренбургская книга», 2004. – 328с.
  • Постнова, Н. Всю жизнь душою говорит : О художнике Н.П. Ерышеве // Вестник Предгорья. – 2004. – 7 сент. – С.3.
  • Соколова, Н. С благодарностью к художнику России / Н.Соколова // Вестник Предгорья. – 2005. – 28 июня(№70). – С.2

Интернет-ресурсы: