7. ПОВОРОТ ОТ КУРДЖИПСКОГО УЩЕЛЬЯ – ДРЕВНИЙ ТМУТАРАКАНСКИЙ ВАЛ

Продолжительность по времени: 3 часа

Протяжённость: 8 км.

Краткая нитка маршрута: пос. Мезмай – р. Курджипс – ущелье Сухой Курджипс – каньон Курджипс – Тмутараканский вал – пос. Мезмай.

Максимальный набор высоты: 300 м. над уровнем пос. Мезмай.

Вид туризма:  пешеходный.

Курджипское ущелье Верхне-Курджипское ущелье – скальный каньон реки Курджипс, протянувшийся от плато Лагонаки до поселка Мезмай. Оно примыкает к территории Кавказского биосферного заповедника. Это уникальнейший природный объект, его научная и природоохранная ценность имеет мировое значение. Ущелье является рефугиумом[1] реликтовой колхидской флоры, местообитанием многих краснокнижных и эндемичных видов. Склоны ущелья покрыты тисо-самшитовым лесом. Здесь гнездятся многие редкие виды птиц, в том числе, сип белоголовый. Так же в начале ущелья есть источник с лечебной Серебряной водой и активная точка, на которую приезжают многие ученые и энергеты[2] для изучения.

Поднимаясь по тропе вверх можно дойти до водопада Исиченко и одноименной пещеры. Здесь открывается изумительный вид на ущелье! От вершины ущелья до дна – больше 80 м. Гуляя по Курджипскому ущелью, вы попадаете в сказочный лес. Удивительные водопады, мрачные гроты и тесные проходы в скалах. Вечнозеленые самшитовые заросли, которые помогают освободить легкие, свисающий с ветвей мох. Вековые огромные липы – таких не бывает… Лианы свисающие по скалам – как будто вы в джунглях… И зимой повсюду много-много белого снега!

Маршрут начинается от дорожного моста через реку Курджипс, что на южной стороне п. Мезмай. Сразу, как перейдем мост – влево, вверх уходит тропа. Она выведет на полянку, на которой часто останавливаются туристы на ночлег. От поляны вверх, по волоку, ведущему на свалку. Свалка – опилки направо, нам налево по тропе. Через 10 минут хода выходим на дорогу, ведущую на Лаго-Наки. Слева от дороги вторая свалка — опилки. Идем по дороге до резкого поворота дороги налево. На повороте под дорогой проложена большая бетонная труба, из которой вытекает ручей. Метров через 50 по дороге от этой трубы сворачиваем в лес, направо по волоку, сокращающему серпантин дороги. Через лес выходим к дороге. Переходим ее и становимся на тропу, ведущую вверх, для очередного сокращения дороги. Видно, что тропа была когда-то волоком. Этот волок снова выведет нас к развилке дороги – одна разбитая, превратившаяся в овраг ведет вперед, вверх, на запад – это на вторую Иванову поляну, а нам налево, по основной Лагонакской дороге. Через полтора километра от этой развилки, справа от дороги, увидим загражденные забором огороды. Не доходя метров 30 до огородов, сворачиваем с дороги налево, по волоку. Налево, внизу от волока, есть водопадик высотой метров 15. От водопада, если к нему подойти справа вверх по хребтику, выходим на тропу, идущую вниз  по верхнему краю балки. Через 15 минут мы около реки Курджипс. Переходим вброд реку Курджипс и оказываемся на полянке, организованной под ночлег туристами. (Дело в том, что если идти до этого места с п. Мезмай по реке Курджипс с рюкзаком — это как раз ходовой день. И это место называется «проворотьем», потому как только в этом месте можно пройти с одного хребта на другой через ущелье). От этого места вверх, вдоль Курджипса, можно выйти в ущелье Сухой Курджипс. Если малая вода, вниз по Курджипсу, по правому его берегу можно пройти красивейший каньон Курджипс, с прозрачными лазурными заводями, с двухтысячелетними самшитами. Далее можно спуститься в п. Мезмай по тропе, идущей под скалами (тропа начинается через 40 минут хода от каньона), по правому берегу реки Курджипс. Но, чтобы увидеть древний Тмутараканский вал, необходимо от места ночевок подняться по тропе вверх, по правому склону ущелья. Подойдя по тропе к прискалкам, идем по прискалкам все время влево. По прискалкам через 15 минут хода выходим на древний вал, идущий прямо от прискалок, возвышающиеся над общим уровнем грунта где-то на 50 см. Камни, обросшие мхом. В некоторых местах сквозь вал проросли тысячелетние самшиты. Вал идет как бы полукругом, начинаясь и оканчиваясь вниз обрывающимися скалами. В восточной части вала начинается хорошо набитая тропа, которая выведет нас на волок. По волоку, в сторону п. Мезмай, т. е. на северо-запад через 45 минут ходьбы до поселка.

Маршрут можно сделать с ночевкой возле реки Курджипс.

[1] Рефугиум –  участок земной поверхности, где вид или группа видов пережили или переживают неблагоприятный для них период геологического времени, в течение которого на больших пространствах эти формы жизни исчезали. Предполагается, что вид не только может сохраниться в рефугиуме, но и впоследствии вновь распространиться из него на более широком пространстве.

[2] Энергеты – люди, обладающие способностью к внутреннему производству энергии, и обогнавшие в этом любую технологическую цивилизацию.

Понравилась информация? Поделитесь ссылкой на данную страницу с своими друзьями, нажмите на одну из кнопок социальных сетей: