17 апреля исполняется 80 лет со времени начала крупных воздушных сражений на Кубани в Великой Отечественной войне. Эта война в небе является составной частью битвы за Кавказ.
Штабом фронта был разработан план авиационного наступления. Крупномасштабные сражения советской авиации с немецкой авиацией длились с апреля по июнь 1943 года над низовьями реки Кубань, Таманским полуостровом и Новороссийском. Необходимо было захватить стратегическое господство в воздухе над плацдармом немецких войск на Кубани.
Всего в сражениях с обеих сторон участвовало более двух тысяч самолётов. Ожесточённые воздушные бои длились непрерывно многие часы, в отдельные дни проводилось до 50 воздушных боёв с участием до 100 самолётов с каждой стороны.
К середине апреля 43-го года немцы сосредоточили на аэродромах Кубани и Крыма основные силы своего 4-го воздушного флота – около 820 самолетов. На Кубань были переброшены лучшие истребительные эскадры Германии: 3-я «Удет», 51-я «Мёльдерс», 54-я «Зеленые сердца», вооруженные последними моделями истребителей Me-109 и Fw-190. Дополнительно на данном театре военных действий были использованы истребительные эскадрильи Словакии, Хорватии и Румынии.
Советская сторона также не бездействовала, в апреле началась переброска на Северо-Кавказский фронт летных сил.
В результате всех действий на довольно маленькой территории сосредоточилось огромное количество самолетов. Началась напряженная борьба за господство в воздухе.
Первое крупное воздушное сражение состоялось 17 апреля 1943 года с попытки фашистов ликвидировать наш плацдарм в районе Мысхако. За один этот день немецкие летчики совершили около 1000 самолето – вылетов в данном районе.
20 апреля противник вновь попытался провести мощное наступление, но на этот раз советская авиация успела нанести упреждающий удар.
С 28 апреля по 10 мая развернулось воздушное сражение в небе над станицей Крымской. Об интенсивности этих боев может свидетельствовать тот факт, что за 3 часа наступления немецкая авиация совершила более 1500 самолето – вылетов.
Учащиеся Апшеронского лесхоза-техникума с помощью патриотического мероприятия «Память пылающих лет» узнали, что в этих воздушных боях участвовал наш земляк, тогда еще очень молодой летчик Владимир Ледяев. Ему был всего 21 год, он только окончил летное училище.
Владимир Ледяев летал на боевом самолете конструктора Яковлева, поэтому такие самолёты назывались Як-1. Это одноместный одномоторный легкий маневренный самолет. Библиотекарь прочла воспоминания Владимира Федоровича Ледяева о воздушных боях и лобовых атаках, о трудностях ведения разведывательной аэрофотосъемки, о том, что наши летчики проявляли чудеса героизма. Если самолет подбили, они старались сохранить боевые машины и дотянуть до посадки на аэродроме.
Ребята увидели компьютерную реконструкцию воздушного боя, и как происходил выброс с парашютом. В то время не было катапультирующих устройств и самолет с открытой кабиной направляли вниз, с выключенным мотором он падал, и поток воздуха выбрасывал летчика. Но открывать парашют сразу было нельзя, можно было зацепиться за хвост или крылья своего же самолета.
Так же ребята узнали интересный факт, что однажды Владимир Ледяев беседовал с подбитым им немецким летчиком-асом. Пленный оглядел награды Ледяева и пожал ему руку в знак уважения сильного противника. Владимир Ледяев был военным летчиком первого класса. Это высшая военная классификация.
После окончания Великой Отечественной войны наш земляк был испытателем реактивных самолетов.
И хотя летчика давно нет в живых, память о нем сохраняется – средняя школа № 2 носит его имя, на доме, где жил Владимир Федорович установлена мемориальная доска, а в библиотеке хранятся папки с героической биографией летчика Владимира Федоровича Ледяева.
Понравилась информация? Поделитесь ссылкой на данную страницу с своими друзьями, нажмите на одну из кнопок социальных сетей: