“Женский голос как ветер несется”

image001

«Я – русская женщина,

русская певица,

и считаю своим долгом

передать именно

русским оперным певцам

то, что я знаю,

 то, чему меня научили мои

 незабвенные учителя»,

Г. Вишневская

 

Галина Павловна Вишневская родилась 25 октября 1926 году в Ленинграде, но почти всё детство провела в Кронштадте. Совсем маленькой – шести недель от роду – Галина была оставлена на воспитание бабушке.

Ее с детства звали артисткой, она обожала петь: пела гостям, пела бабушке перед сном, пела в унисон с учителем пения, замучила домашних арией Татьяны, которую услышала в опере «Евгений Онегин» на пластинке. Тем не менее, характер у девочки оказался не изнеженным, а сильным, стойким. Пережив блокаду Ленинграда, Галина в свои юные 16 лет служит в женском отряде противовоздушной обороны. И даже здесь ее называют «артисткой».

С 1943г., живя в Выборге, она начинает заниматься вокалом в местной музыкальной школе, а в 18 лет начинается ее сценическая деятельность – на подмостках Ленинградского областного театра оперетты.

Именно в это время к ней приходит первая слава. И Галина Павловна начала выступать на эстраде – это время стало, по ее собственному признанию, своеобразным университетом. «Других у меня не было», как не было и специального музыкального образования. В будущем это не помешает Галине стать певицей Большого театра. А эстрадная деятельность помогала выжить, да и петь для публики было счастьем. Кумиром будущей оперной певицы была Клавдия Шульженко, и Вишневская пыталась подражать ей. Это был первый успех.

 

 

Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор, а затем стала исполнять и сольные партии. В 18 лет выскочила замуж за военного моряка Георгия Вишневского, с которым развелась через два месяца, но сохранила его фамилию. В том же 1944 году начался её роман с директором Ленинградского театра оперетты Марком Рубиным, который после ухода из театра стал её импресарио. Брак с Марком Рубиным Галина Вишневская так и не дооформила по всем правилам.

На самом деле настоящая фамилия знаменитой оперной певицы – Иванова. Вишневской она стала после первого брака с военным моряком Георгием Вишневским, с которым развелась спустя всего два месяца, а вот фамилию оставила. Второй раз Галина Павловна вышла замуж за директора Ленинградского театра оперетты Марка Рубина. После ухода из театра он стал импресарио Вишневской — но и этот брак распался. Ее судьбой стал Мстислав Ростропович, впоследствии знаменитый виолончелист, пианист и дирижер. Вишневская вышла за него замуж спустя всего 4 дня после знакомства! И это при том, что сама Галина Павловна признавалась, что с большим трудом подпускала близко к себе людей, постоянно чувствуя на себе некую «броню» отчуждения. Видимо, Мстислав Леопольдович нашел подход к этому настороженному сердцу певицы – и супруги прожили вместе счастливую семейную жизнь, без жертв друг для друга, оставаясь самими собой.

В 1952 году выиграла конкурс в стажерскую группу Большого театра, была принята туда на работу, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре стала ведущей солисткой, по образному выражению Б. А. Покровского – «козырной картой в колоде Большого театра», где исполнила более 30 партий: Татьяны в «Евгении Онегине», Лизы в «Пиковой даме» П. И. Чайковского, Купавы в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова, Донны Анны в «Каменном госте» А. С. Даргомыжского, Аиды в одноимённой опере Дж. Верди и т.д.

В 1984 году вышла автобиографическая книга певицы «Галина: История жизни» на английском языке. В России ее впервые издали в 1991 году.

В 2002 году в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, где начинающие исполнители получают последипломное образование.

Понравилась информация? Поделитесь ссылкой на данную страницу с своими друзьями, нажмите на одну из кнопок социальных сетей: