Жил на свете человек

31 марта исполняется 130 лет со дня рождения замечательного детского  поэта-сказочника,  серьёзного литературоведа, талантливого переводчика КОРНЕЯ  ИВАНОВИЧА  ЧУКОВСКОГО.

Предлагаем вниманию читателей биографический и творческий портрет К.И. Чуковского.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве

«Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканиеще» не вник,

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

Такое шутливое стихотворение посвятил К.И. Чуковскому поэт Валентин Берестов. Действительно, трудно представить, что когда-то этих самых «главных книг» не было. И сказочник Чуковский занимался совсем другим делом. Когда вышла первая его книга для детей, он писал в предисловии : «Собранные здесь стихи, написаны мною нечаянно. Долгое время мне и в голову не приходило, что из меня выйдет поэт для детей. своей единственной профессией я считаю литературную критику».

Пожалуй, нет другого такого писателя, круг читателей которого был столь разнообразным. Самые маленькие  «от двух до пяти» любят его весёлые сказки, загадки, песенки – считалки; школьники зачитываются его повестью «Серебряный герб», превосходными переводами «Тома Сойера» Марка Твена, сказками Р. Киплинга.

Дважды посетив родину Шекспира, Чуковский стал страстным пропагандистом английской и американской литературы в России. Писатель буквально открыл для русского читателя поэзию Уолта Уитмена. Кроме того, ему принадлежат переводы из Филдинга, Шекспира, О. Генри.

Не менее интересна ещё одна сторона его творчества – работа ученого, исследователя русской литературы. Немало страниц посвятил К.И. Чуковский творчеству отечественных классиков, и особенно Н. Некрасову и А.Чехову.

Очень волновала К. Чуковского проблема чистоты и выразительности нашей литературной и повседневной речи. Он посвятил этой проблеме ряд статей и выпустил книгу «Живой, как жизнь».

Данный материал поможет в подготовке мероприятий, посвящённых 130-летию замечательного писателя К.И. Чуковского

«Человек, сделавший себя сам»

Биографический портрет

Жизнь Корнея Ивановича Чуковского была очень интересной и напряженной. Далеко не все знают, что имя – Корней и отчество – Иванович, и фамилия – Чуковский выдуманы самим писателем.

В 1882 году в г. Петербурге родился мальчик Коля Корнейчуков. Вскоре мать уехала с ним в Одессу, где и прошли детство и юность будущего писателя. Его рождение, как и рождение его единственной сестры Марии, окружено некоторой тайной. Мать его – Екатерина Осиповна Корнейчукова, крестьянка из- под Полтавы, в Петербурге сошлась со студентом, который скоро оставил её с двумя детьми. По тогдашнему пониманию, дети эти были «незаконными», и это означало: клеймо на всю жизнь, вечное унижение. Может быть ещё и потому, что у него не было отца, он выбрал себе литературный псевдоним, которым величали его и близкие, и дальние знакомые, и который он передал по наследству своим детям – и фамилию, и отчество.

Екатерина Осиповна, мать будущего писателя одна воспитывала его и дочь, зарабатывая на жизнь стиркой белья. Чуковский очень её любил и писал о ней всегда с неизменной нежностью: «Воспитывала она нас демократично – нуждою. Какой это был ритуал: когда она мыла посуду, вытирать полотенцем тарелки и вообще помогать маме».

Несмотря на героические усилия, дать сыну образование мать так и не смогла. Его отчислили из гимназии из пятого класса за малоуспешность в науках и вредное влияние на учащихся. Нечего делать кухаркиным детям в приличных учебных заведениях.

Вот как вспоминает Корней Чуковский о том периоде своей жизни в одной из последних передач на радио: «Я предлагаю вам представить себе долговязого одесского подростка, лохматого, в изодранных брюках, вечно голодного, в худых башмаках, с чёрною повязкою на лбу (и зачем я носил эту повязку, я до сих пор не могу объяснить!) и утвердиться в той мысли, что это страшилище – я.   Когда я прохожу по улицам, от меня шарахаются почтенные люди, опасаясь за свои кошельки и бумажники. Меня выгнали из гимназии, я живу чем попало: то помогаю рыбакам чинить сети, наживлять переметы, то клею на перекрёстках афиши о предстоящих гуляниях и фейерверках, то, обмотав мешковиной голые ноги, ползаю по крышам одесских домов, раскалённых безжалостным солнцем, и счищаю с этих крыш особым шпателем старую, заскорузлую краску, чтобы маляры могли покрасить их заново».

Но подросток только внешне был «лохматым чудовищем». В голове его кипела вечная работа, мечты переполняли его. Каждую свободную минуту он бежал в библиотеку. В 1898 году случилось событие, которое перевернуло его жизнь. На толкучке, за четвертак Чуковский купил самоучитель английского языка профессора Майендорфа. Подросток сделал невероятные «открытия»: «…из него я в первую минуту узнал, ещё не дойдя до моего чердака, что ink- это чернила,  dog- собака,  spoon –ложка. И вскоре так увлекся драгоценными сведениями, что целый год не расставался со своей изодранной книгой. Таскал я её с собою повсюду». Перед началом работы Чуковский мелом пишет на крыше иностранные слова, а потом целый день твердит «Ай лук эт май бук!» ( я смотрю в мою книгу). Автор самоучителя предлагал  ученику составлять и запоминать невообразимые фразы: есть ли у вас одноглазая тетка, которая покупает у пекаря канареек и буйволов? Странным образом потом эта несусветная чушь отразится в детских стихах Корнея Чуковского.

Была у меня сестра,

Сидела она у костра

И большого поймала в костре

Осетра.

Но был осетёр хитёр

И снова нырнул в костёр.

В Чуковском была заложена такая жажда знания, что, занимаясь самостоятельно, он сумел войти как равный в круг петербургских литераторов, и печататься в лучших русских газетах и журналах. «Ведь я – деревянная кукла, сам себя сделал на верстаке», – замечал в  1911 году писатель в письме к философу В.В. Розанову. В этом есть своя правда, Чуковский действительно был одним из тех, кого по-английски называют «self made man» – «сам себя сделавший человек».

Новое испытание выпало на долю Чуковского в 1903 году. Редакция одесской газеты посылала его собственным корреспондентом в Лондоне. Для ещё полунищего юноши  это было везением. Ему назначили большое жалование. Жизнь улыбалась приветливой улыбкой. Но, не успел он устроиться в Лондоне с молодой семьёй (накануне состоялась женитьба), как всё изменилось. Газету в России запретили, юноша остался никому не нужным и абсолютно нищим. Полуголодное существование в Англии в течение полутора лет и стало подлинными «университетами» Чуковского. В Лондоне он пользовался каждым случаем, чтобы пополнить образование: посещал благотворительные лекции по литературе для рабочих, целые дни проводил в крупнейшей Лондонской библиотеке – Британском музее.

В 1905 году Чуковский переезжает в Санкт-Петербург и пытается войти в столичную журналистику. Истинное своё призвание он нашёл в редакции солидной и популярной столичной газеты «Речь», где до самой революции 1917 года был ведущим литературным обозревателем и критиком.

Чуковский умел и любил перейти наперекор расхожим мнениям, и ему неоднократно удавалось пошатнуть казавшиеся незыблемыми авторитеты. Так, о Лидии Чарской, книгами которой тогда зачитывались гимназистки, он писал: «Перелистываю книги этой Чарской и тоже упоён до безъязычия. В них такая грозовая атмосфера, что всякий очутившийся там сейчас же падает в обморок. Это мне нравится больше всего. У Чарской даже четырехлетние дети не могут никак без обморока. Словно смерч, он налетает на них и бросает на землю без чувств… Три обморока на каждую книгу – такова обычная норма. К этому так привыкаешь, что как-то даже обидно, когда в повести «Люда Власовская» героиня теряет сознание всего лишь однажды».

У Корнея Чуковского были ещё развернутые статьи в жанре литературного портрета. Бунин, Короленко, Куприн, Андреев, Гиппиус, Сологуб, Бальмонт, Розанов, Брюсов, позднее Блок, Ахматова, Маяковский – вот далеко не полный перечень литераторов, о которых писал К. Чуковский.

Статьи Чуковского были написаны лёгким, почти разговорным языком, в манере задушевной беседы. Чуковского знали, как непревзойденного мастера устных выступлений.

Октябрьская революция разбросала по миру тех, о ком он писал, уничтожила свободную прессу, разрушила весь жизненный и литературный уклад. В первые послереволюционные годы он ещё выпустил несколько сборников критических статей: «Футуристы» (1922), «Оскар Уайльд» (1922), «Книга об Александре Блоке (1922). В 1925 году Чуковский признался в дневнике: «Как критик я принуждён молчать, ибо критика теперь у нас рапповская, судят не по талантам, а по партбилетам». Писать, не оглядываясь на власть предержащие, становилось всё труднее и труднее. Спасали переводы и редакторская работа. В 1918 году А.М. Горький пригласил его в издательство «Всемирная литература», где Чуковский занялся публикацией сочинений Чарльза Диккенса.

Детские сказки Чуковского родились случайно. Первым появился «Крокодил». В 1916 году они с сыном возвращались домой  из Хельсинки ночным поездом. Мальчик болел, и хоть как-то облегчить его страдания, под перестук колёс Чуковский стал рассказывать:

Жил да был

Крокодил,

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил

Крокодил, Крокодил, Крокодилович…

Всю жизнь он  не только писал стихи для детей, но и с готовностью читал им собственные стихи на литературных вечерах, посещал детские праздники, навещал юных читателей в больницах. Может быть, Чуковский так дорожил этой частью аудитории, потому что вкусы и пристрастия детворы мало зависят от эпохи и политики.

Если дети отвечали Чуковскому взаимностью, то со взрослыми, и особенно с начальством, отношения складывались сложнее. Советская педагогика чувствовала чужеродность Чуковского и стойко преследовала его на протяжении 20-50-х годов. В нападках на Чуковского активную роль играла Н.К. Крупская, в те годы занимавшая руководящий пост в Народном комиссариате просвещения. Она доказывала, что сказка детям вообще не нужна, фантазии мешают правильно воспринимать реальность. Нелепые попреки повторялись и позднее. То «Муху-Цокотуху» запрещали за то, что она празднует именины, то под подозрение попадал «Тараканище», в усах которого кому-то померещился намек на Сталина.

В отличие от многих своих ровесников и современников Чуковский ни разе не был арестован. Однако репрессии коснулись его друзей и близких. Чуковский неизменно хлопотал за всех, подвергающимся гонениям, помогал им и их семьям не только морально, но и материально.

Немало трагических страниц и в личной жизни писателя: в одиннадцать лет умерла от туберкулёза его младшая дочь Мура (Мария была любимицей всей семьи). Во время войны в ополчении без вести пропал сын Борис, пережил он и сына Николая.

Так и не сумев перевоспитать писателя в нужном духе, советская власть лишь под конец жизни Чуковского примирилась с фактом его существования и даже в 1962 году увенчала Ленинской премией – за книгу «Мастерство Некрасова».  Но и в «оттепельные времена» он смог включить в свои издания далеко не всё: под запретом продолжали оставаться как многие темы (футуризм, символизм), так и имена тех, о ком он прежде писал (И. Бунин, Л. Андреев и другие).

При жизни Чуковского не мог быть напечатан и рукописный альманах «Чукоккала» – домашний альбом, в котором делали записи его друзья и знакомые: поэты, художники, музыканты, в том числе и те, имена которых были вычеркнуты из русской культуры.

В последние годы жизни Чуковского у его семьи установились тесные отношения с Александром Солженицыным. Чуковский был одним из немногих, кто давал ему приют на своей даче в Переделкине, когда писателя начали преследовать.

В 60-е годы Чуковский на собственные средства построил детскую библиотеку и подарил ей множество книг. Инициативу поддержали другие писатели, поэты, художники, оформители. Так возникла детская библиотека в Переделкине, которая существует и по сей день, оставаясь лучшим памятником Чуковскому.  В наши дни там проходят фестивали детской литературы, лучшие детские писатели встречаются с детворой и читают им свои произведения, знакомят с новинками детских книг, принимают участие в играх, театральных постановках.

Почти 70 лет трудился Корней Иванович с пером в руке. В свои 87 лет Чуковский работал постоянно. Он говорил «Целодневная работа с утра до вечера. Чуть только я встаю спозаранку, я тотчас же весёлыми ногами бегу к одному из своих рабочих столов и пишу, не отрываясь от бумаги, часа три или четыре подряд…»

«Крокодильи заслуги»

Литературный портрет

В своей статье «Признания старого сказочника» Корней Иванович Чуковский писал: «…Я не был начинающим автором, когда стал писать свои детские сказки. Писать их смолоду я, конечно, не смог бы. Для этого мне не хватало культуры, не хватало самого  элементарного вкуса. Поэзия для детей – такой трудный, сложный, художественно ответственный жанр, что к овладению им  мне нужно было готовиться долгие годы. Первую свою детскую книгу я написал уже в зрелом возрасте, после того как больше пятнадцати лет проработал в качестве профессионального критика и приобрёл какие-то необходимые навыки для оценки литературных явлений».

Но в чём только не обвиняли Чуковского бдительные критики и педагоги! Он коверкает язык – что это за глупые «Котауси и Мауси»! Он внушает детям неправильные представления о мире – противоестественно, чтобы комар мог жениться на мухе! (как написал один кандидат наук). Он потакает детским глупостям вместо того, чтобы решительно их пресекать! Мало того: он к этим глупостям относится серьёзно! И гордится этим!

Вот двухлетняя Мурочка приходит к отцу и хитро сообщает, что «ава – мяу», то есть «собачка мяукает». Отец сперва отвечает, что «ава – гав», но эта новость ребёнка не радует. Тогда папа  вдруг заявляет, что «петух кричит мяу».

Как они счастливы – оба! Ведь игровое «переворачивание» мира утверждает его прочность и незыблемость, и осознание этого даёт человеку интеллектуальную свободу! Именно поэтому Чуковский, продолжая игру, сочинил чудесную «Путаницу», в которой «Свинки замяукали, кошечки захрюкали». Это стихотворение написано, так сказать, по заказу и по рецепту ребёнка».

Корней Иванович Чуковский был словесником и ремесленником  в самом  прямом понимании этого слова. Он отделывал свои сказки – рубил, лепил, оттачивал, отказывался от бесчисленного множества вариантов во имя динамичности, цельности и поэтичности, был чрезвычайно придирчив и строг к себе. Характерно признание, сделанное им незадолго до кончины: «Я писал и этюды по истории словесности, и мемуарные очерки, и критические статьи, и памфлеты, но, чуть дело доходило до детских стихов, оказывался неумелым ремесленником».

А на читателя его сказки производят впечатление созданных на одном дыхании!

До Чуковского детская литература не умела изображать «настоящих» детей: книжный ребёнок был условным объектом воспитания – послушным, изредка шаловливым, но всегда благонравным и милым. Ни один детский писатель не осмелился  бы заметить, что сентиментальная легенда о ребёнке как о некоем ангелочке, бесхитростном праведнике, чрезвычайно далека от действительности. А Чуковский знал и понимал людей младшего возраста – не идеализировал их, но всегда гордился тем, что ему даровано дружеское общение со своими и чужими детьми.

Фактически именно Чуковский  подарил маленьким детям литературу, которая соответствует их возрасту, их уровню развития, отвечает их потребностям и показывает героя-ребёнка – почти совсем такого же, как сам малыш-читатель.

Не случайно Самуил Маршак, поздравляя «дедушку Корнея» с 75-летием, воспевает его особые заслуги перед литературой:

…Но вот родился

крокодил,

Задорный, шумный,

энергичный, -

Не фрукт изнеженный,

тепличный.

И этот лютый крокодил

Всех ангелочков

проглотил

В литературе детской

нашей,

Где часто пахло манной

кашей.

Множество ценнейших наблюдений над детьми и немало блестящих выводов содержится в книге «Маленькие дети» (1928г.), которая (впоследствии под названием «От двух до пяти») выдержала двадцать прижизненных и немало посмертных изданий.

Почему-то многие родители и даже педагоги воспринимают эту книгу односторонне. Сам Чуковский досадовал, что в ней видят юмористический сборник курьёзов, составленный для смеха, забавы, тогда, как цель её – не развлекать и смешить, а серьёзнейшим образом исследовать те области умственной и психической жизни малолетних детей, которые до сих пор не подверглись исследованию.

Эта книга о том, как  ребёнок соответствующего возраста овладевает родным языком, как безукоризненно он чувствует структуру и потенциал слова, как ловко выражает вслух свою мысль, из множества возможных словоформ мгновенно выбирая ту, которая в наибольшей степени подходит для адекватной передачи задуманного…

ИЗ КНИГИ ЧУКОВСКОГО «ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ»

В одной персидской сказке царевна говорит жениху: «Властелин души моей». Услышала эту сказку трехлетняя Ира и пересказала восклицание царевны по-своему: «Пластилин души моей»

Четырёхлетняя Галочка Дон Кихота называла «Тонкий Кот»

Ребёнок от двух до пяти лет  глубоко постигает законы  и возможности своего языка, легко и непринуждённо творит свою лингвистическую вселенную.

Чуковский не только выдающийся сказочник, но и блестящий теоретик, который умно, ненавязчиво и убедительно показывает нам, каким может и каким не должно быть художественное произведение – неважно, поэтическое или прозаическое, оригинальное или переводное, для взрослых или для детей…

Прежде чем выпустить книгу «Живой как жизнь» (1962 г.), Чуковский много лет исследовал язык и поэтику фольклора и самых разных авторов от Чарской до Некрасова.

Прежде чем опубликовать «Высокое искусство» (1968 г.), Чуковский сам перевёл множество самых разнообразных текстов и авторов – от стишков из «Матушки Гусыни» до Уитмена, от Марка Твена до Оскара Уайльда. И ни разу не позволил себе отступления от принципов:

Хороший переводчик, хотя и смотрит в иностранный текст, думает всё-время по-русски и только по-русски, ни на миг, не поддаваясь влиянию иностранных оборотов речи, чуждых синтаксическим законам родного языка. Переводчик должен стремиться к тому, чтобы каждая фраза, переведённая им, звучала по-русски, подчиняясь логике и эстетике русского языка.

Прежде чем предложить коллегам «Заповеди для детских поэтов», Чуковский неоднократно обосновывал их для себя, подтверждал практикой, проверял справедливость и действительность этих советов.

И вот уже выросло не одно поколение поэтов, продолжающих и развивающих как «взрослые», так и «детские» традиции Чуковского : от «Оли» Берггольц и «Серёжи» Орлова до Агнии Барто и Сергея Михалкова, Валентина Берестова и Бориса Заходера, их прекрасных учеников.

Послание

75-летнему К.И. Чуковскому

от 70-летнего С. Маршака

Чуковскому Корнею посланье к юбилею.

Я очень сожалею, что всё ещё болею

И нынче не сумею прибыть на ассамблею

На улице Воровского, где чествуют

Чуковского.

Корней Иванович Чуковский,

Прими привет мой маршаковский!

Пять лет, шесть месяцев, три дня

Ты пожил в мире без меня,

А целых семь десятилетий

Мы вместе прожили на свете.

Привет мой дружеский прими!

Со всеми нашими детьми

Я кланяюсь тому, чья лира

Воспела звучно Мойдодыра.

С тобой справляют юбилей

И Айболит, и Бармалей,

И очень бойкая старуха

Под кличкой «Муха-Цокотуха»

Пусть пригласительный билет

Тебе начислил много лет.

Но, поздравляя с годовщиной,

Не семь десятков с половиной

Тебе я дал бы, друг старинный.

Могу я дать тебе – прости!-

От двух примерно до пяти…

Итак, будь счастлив и расти!

С. Маршак.

«В гостях у дедушки Корнея»

Сценарий литературной игры, посвящённой творчеству К.И. Чуковского

Библиотекарь:   Добрый день, дорогие друзья! Сегодня с вами мы проводим литературную игру, посвящённую  творчеству замечательного писателя-сказочника Корнея Ивановича Чуковского.

Сегодня состоится соревнования двух команд на лучшее знание произведений Корнея Чуковского, состязание в весёлости, сообразительности, дружбе, фантазии и творчестве.

Для определения победителей и их награждения создано авторитетное жюри в составе  // объявляется жюри//

Соревнуются не только команды, но и болельщики.

Первое задание для болельщиков: трижды произнести хором название своей команды. Болельщики команды «Айболит»! Команда «Мойдодыр»!

Прошу жюри открыть счёт.

Итак  первый конкурс «Продолжи строчку» . За правильный ответ присуждается 1 балл. Если команда не даст правильного ответа, их балл может заработать команда соперников.

1. Добрый доктор Айболит…

(он под деревом сидит)

2. Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик…

( и в руке его горит

маленький фонарик)

3. Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю…

(Но пузатый от меня

убежал, как от огня)

4. Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало…

( Глянул заинька в окно

стало заиньке темно)

5. Милая девочка Лялечка!

С куклой гуляла она

И на Таврической  улице…

(Вдруг увидала слона)

6. А потом позвонила свинья…

( Нельзя ли прислать соловья?»

7. Скачет сито по полям…

(А корыто по лугам)

8. Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать…

(Мы  хотим как поросята,

Хрюкать!)

2. Конкурс «Кто больше знает сказок?»

Пока библиотекарь читает строки из сказок Чуковского, задача команд – определить, сколько сказок прозвучало.

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму (Федорино горе)

Таня-Ваня задрожали

Бармалея увидали (Бармалей)

«Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я! (Мойдодыр)

Музыканты прибежали

В барабаны застучали (Муха-Цокотуха)

А лихие обезьяны

Подхватили чемоданы (Тараканище)

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал (Айболит)

И такая дребедень

Целый день (Телефон)

Итого семь сказок.  Ребята называют услышанные ими сказки. Жюри подводит итоги.

3. Конкурс эрудитов.

Вопросы по творческой биографии Чуковского. Для участия в конкурсе приглашаются по два участника от каждой команды.  Вопросы задаются поочерёдно каждой команде.

? В каком городе Чуковский провёл своё детство?

( в Одессе)

? Когда и при каких обстоятельствах была написана первая книжка для детей?

( В 1916 году для заболевшего сына Чуковский сочинил в поезде сказку «Крокодил»)

? Какие детские книги перевёл Чуковский ?

(Д. Гринвуд «Маленький оборвыш», М. Твен «Приключения Тома Сойера», Д. Дефо «Робинзон Крузо»)

? Стихи какого русского поэта К.Чуковский собирал, издавал и изучал в течение многих лет?

(Н.Некрасова)

? Где жил и работал большую часть своей взрослой жизни К. Чуковский?

(В Переделкино)

? Какой подарок, сохранившейся до наших дней,  преподнёс К.И. Чуковский переделкинской детворе?

(на свои сбережения построил детскую библиотеку)

4. Дуэль (Конкурс знатоков)

Дуэлянтам вручается перчатка. Одновременно со своими ответами на вопросы ведущего участники дуэли перебрасываются перчаткой. Задерживать перчатку дольше 6 секунд нельзя. Победитель за каждый ответ получает 5 баллов, побеждённый – 3 балла; за подсказку снимается 5 баллов.

- Какие сказки Чуковского ты знаешь?

- Какими эпитетами можно наградить Бармалея?

- Кто звонил герою сказки «Телефон»?

- Где у Чуковского могли «Лапти созреть, валенки поспеть»? (Чудо- дерево)

- Как звали попугая, который жил ау доктора Айболита (Карудо)

- Назовите имя обезьянки, которая жила у доктора (Чичи)

5. Конкурс для болельщиков

Болельщики какой команды ответят быстрее, том у и засчитывается 2 балла.

- Какая сказка Чуковского начинается именинами, а заканчивается свадьбой?

( «Муха-Цокотуха);

- В какой сказке Танечка и Ванечка убежали в Африку?

(«Бармалей»);

- Как звали мальчика-обжору в стихотворении, где он съел лошадь, корову и массу других предметов?

(Робин Бобин Барабек);

- Кто нашёл туфельку, которую потеряла Дженни?

(мельник);

- Кого испугались храбрецы-портные?

(улитку);

- В сказке «Доктор Айболит» есть животное гиппопотам, а как мы ещё называем этого зверя?

(бегемот);

- Какую сказку Чуковский написал дважды, сначала  в стихах, а потом в прозе?

(«доктор Айболит»);

- Как звали злую сестру доктора Айболита?

(Варвара);

6. Конкурс «Живые иллюстрации»

Участвуют по два человека из команды. Каждой команде даётся задание на карточках. Изобразить:

1. Одеяло убежало, улетела простыня…

2. И горы  встают перед ним на пути…

3. И вывихнуто плечико у бедного кузнечика…

4. Ехали медведи на велосипеде…

5. А лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

6. Лялечка лезет на дерево,

куклу прижала к груди.

Жюри подводит итоги и награждение.

Понравилась информация? Поделитесь ссылкой на данную страницу с своими друзьями, нажмите на одну из кнопок социальных сетей: